Комментарии законодательства

Национальная система прослеживаемости товаров: что ждет налогоплательщиков?

Дата публикации

Документ

Федеральный закон от 09.11.2020 № 371-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации"

Комментарий

На территории ЕАЭС планируется введение единого механизма контроля за законностью оборота товаров на территории ЕАЭС (в том числе при перемещении между государствами – членами ЕАЭС). Это предусмотрено Соглашением о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза, которое заключено в г. Нур-Султане 29.05.2019.

На первом этапе формируются национальные системы прослеживаемости товаров. Для этого в России создается информационная система, в которой будут собираться, учитываться и храниться сведения о прослеживаемых товарах, а также информация об их обороте. Созданием, внедрением и сопровождением упомянутой системы займется ФНС России. С 1 июля по 31 декабря 2020 года в РФ проводится эксперимент по прослеживаемости товаров. Его цель – апробация эффективности национальной системы. Участие в эксперименте добровольное. С правилами проведения можно ознакомиться в постановлении Правительства Российской Федерации от 25.06.2019 № 807, а также на сайте ФНС.

Систему прослеживаемости не стоит путать с системой маркировки товаров, реализацией которой занимается ЦРПТ. Это совершенно разные способы контроля за оборотом товаров. Система прослеживамости не предполагает нанесения на товар контрольно-идентификационных знаков, как это происходит при маркировке. Прослеживаемым товарам присваивается регистрационный номер партии товара (далее – РНПТ), который в дальнейшем будет отслеживаться по документам. Другими словами, система прослеживаемости предполагает только количественный учет движения товаров, ввезенных на территорию ЕАЭС (пока в рамках национальной системы прослеживаемости – на территорию РФ).

В проекте закона механизм присвоения РНПТ детально прописан, однако в принятую редакцию закона он не вошел. Полагаем, что в ближайшее время он будет утвержден, следите за новостями.

Перечень обязательных к прослеживаемости товаров утверждает Правительство РФ. Проект этого постановления уже подготовлен и обсуждается (см. подробнее).

Контроль за прослеживаемыми товарами со стороны ФНС

По задумке законодателя, налоговая служба будет контролировать операции с прослеживаемыми товарами. Для этого предусматривается следующее.

Во-первых, налогоплательщики будут представлять в налоговые органы отчеты об операциях с прослеживаемым товаром и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости, то есть РНПТ. Порядок формирования и сдачи такого отчета разработает Правительство РФ (п. 1 ст. 1 Закона). С проектом отчета уже можно ознакомиться здесь.

Во-вторых, инспекция сможет истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы по операциям с прослеживаемым товаром. Это возможно в ходе камеральной проверки декларации по НДС, УСН, ЕСХН и единой (упрощенной) декларации (при отсутствии операций и движения денег), если выявлены несоответствия (пп. "б" п. 2 ст. 1 Закона):

В-третьих, при наличии указанных противоречий налоговики смогут осматривать территорию, помещение, предметы и документы налогоплательщика (п. 3 и п. 4 ст. 1 Закона). Напомним, что сейчас такой осмотр возможен только в ходе камеральной проверки декларации по НДС с суммой к возмещению или при наличии в ней противоречий (несоответствий).

Действовать эти правила начнут с 1 июля 2021 года (п. 2 ст. 4 Закона).

Электронные счета-фактуры при реализации прослеживаемого товара

В настоящее время счета-фактуры оформляются в бумажном или электронном виде. Причем в электронной форме они составляются, только если стороны договорились об этом и у них есть технические возможности для их приема и обработки (п. 1 ст. 169 НК РФ).

С 1 июля 2021 года счета-фактуры (в т. ч. корректировочные) при реализации прослеживаемых товаров нужно будет составлять только в электронной форме. Исключения составляют следующие операции с прослеживаемыми товарами (п. 2 ст. 2 Закона):

В связи с этим организации и предприниматели, приобретающие прослеживаемый товар, должны обеспечить получение электронных счетов-фактур (в т. ч. корректировочных) через оператора электронного документооборота.

При реализации прослеживаемого товара счета-фактуры обязательны

По правилам пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ плательщик НДС может не составлять счета-фактуры, если он реализует товар неплательщику НДС и стороны письменно договорились об отсутствии счетов-фактур. Однако для прослеживаемых товаров это правило не действует, то есть счета-фактуры обязательны при реализации товара неплательщикам НДС, даже если они готовы работать без счетов-фактур (п. 4 ст. 2 Закона). Это правило будет работать с 1 июля 2021 года.

Изменены реквизиты счета-фактуры

С 1 июля 2021 года вносятся изменения в порядок оформления счетов-фактур.

Счета-фактуры при реализации всех товаров, работ, услуг и имущественных прав будут содержать:

Кроме того, уточняется, что сведения о регистрационном номере таможенной декларации указываются по товарам, произведенным за пределами ЕАЭС (пп. "д" п. 5 ст. 2 Закона). Напомним, что и ранее контролирующие органы разрешали ставить прочерк в графе 11 счета-фактуры "Регистрационный номер таможенной декларации", если товар ввозился из стран ЕАЭС (см. письма Минфина России от 23.08.2017 № 03-07-13/1/53878, от 15.09.2016 № 03-07-13/1/53940). Полагаем, что эти рекомендации Минфина можно использовать и после 01.07.2021.

В счет-фактуру, который оформляется при реализации прослеживаемых товаров, вводятся новые реквизиты (пп. "г", "е" п. 5 ст. 2 Закона):

Аналогичные дополнительные реквизиты включаются в корректировочный счет-фактуру (п. 6 ст. 2 Закона).

Обратите внимание, что покупатель не лишится права на вычет, если в счете-фактуре не будет сведений по прослеживаемым товарам или они будут неверно указаны (п. 3 ст. 2 Закона).