Документ
Комментарий
Обсуждение проходит законопроект о введении с 01.01.2022 механизма единого налогового платежа (далее – ЕНП) для организаций и индивидуальных предпринимателей, подготовленный Минфином России. Проектом запланированы поправки в ст. 45 и ст. 45.1 НК РФ.
Заметим, что способ уплаты налогов единым платежом на данный момент уже предусмотрен НК РФ. Однако он касается только физлиц без статуса ИП и распространяется на налоговые платежи, которые они вносят ежегодно не позднее 1 декабря на основании уведомления от инспекции. Это имущественные налоги (земельный, транспортный, налог на имущество) и НДФЛ, не удержанный налоговым агентом (п. 1 ст. 45.1 НК РФ).
Если коротко, то ЕНП – это некая сумма, которую гражданин может добровольно перечислить из кабинета налогоплательщика или с помощью специальных сервисов на сайте ФНС России (см. информацию здесь). При наступлении срока платежа инспекция засчитывает средства ЕНП в счет уплаты налогов, а также недоимки (задолженности по пеням, штрафам). Таким образом, ЕНП – это аналог электронного кошелька для уплаты налогов.
ЕНП – это альтернативный способ исполнения налоговых обязательств. Это значит, налогоплательщик не обязан использовать ЕНП и может платить налоги в обычном порядке, то есть в сроки, установленные НК РФ, и на соответствующие КБК, указанные в налоговом уведомлении (письма ФНС России от 04.02.2020 № БС-4-11/1674@, от 20.01.2020 № БС-3-11/283@, № БС-3-11/284@, от 20.01.2020 № БС-3-11/281@, от 17.01.2020 № БС-3-11/259@).
Новый проект предлагает с 2022 года ввести ЕНП для организаций и предпринимателей, которые с его помощью смогут платить налоги, страховые взносы, а также торговый сбор.
Минфин России, комментируя предстоящие изменения, отметил, что это позволит юрлицам и ИП уплачивать налоги, торговый сбор, страховые взносы одним платёжным поручением без уточнения вида платежа, срока его уплаты, принадлежности к бюджету. Такой платеж предполагается сделать добровольным. При этом ЕНП сможет перечислить не только сам налогоплательщик, но и иное лицо за него. Однако пока не вполне ясно, как такой механизм (перечисление ЕНП третьим лицом) будет действовать на практике.
Засчитывать средства ЕНП в счет платежей организаций и ИП по налогам и взносам инспекция будет следующим образом.
При наступлении срока платежа по соответствующему налогу, страховым взносам, торговому сбору (которые обязан вносить налогоплательщик) инспекция зачтет средства ЕНП в счет исполнения обязанности по их уплате. При этом зачет осуществляется не ранее 5 и не позднее 10 дней с даты наступления срока платежа.
Если за налогоплательщиком числится недоимка и (или) задолженность по пеням, штрафам и (или) процентам (которые начислены по решению о предоставлении отсрочки либо рассрочки по уплате налога), то средства ЕНП вначале направляются на погашение такой недоимки и (или) задолженности.
Если величина ЕНП меньше суммы недоимки и (или) задолженности, инспекция проведет зачет по следующему алгоритму:
- вначале ЕНП направляется на погашение недоимки;
- при отсутствии недоимки погашается задолженность по пеням;
- при отсутствии задолженности по пеням – погашается задолженность по процентам;
- при отсутствии задолженности по процентам погашается задолженность по штрафам.
Только после этого ЕНП засчитывается в счет уплаты налогов (взносов, торгового сбора) последовательно, начиная с меньшей суммы налога (взноса, торгового сбора).
Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о произведенном зачете. Проектом предусмотрено, что средства ЕНП, которые не были зачтены, плательщик сможет вернуть на основании заявления. Можно предположить, что это относится к ЕНП, который не был зачтен по любым основаниям. К примеру, излишек ЕНП, который остался после исполнения всех налоговых обязательств по итогам налогового (расчетного) периода, или часть ЕНП, которую плательщик решил вернуть до наступления срока обязательного платежа.
Инспекция обязана вернуть денежные средства в течение месяца со дня получения заявления от плательщика. Если указанный срок будет нарушен, налоговый орган должен произвести возврат с процентами.
Перечисленными нормами будет дополнена ст. 45.1 НК РФ. Заметим, что поправками не предусмотрено уведомление организаций и ИП о сумме средств, которые они уплатили в качестве ЕНП. Таким образом, плательщикам необходимо самостоятельно сопоставлять предстоящую сумму платежа по налогам (взносам, торговому сбору) и сумму уплаченного ЕНП.
Законопроектом вносятся дополнения и в ст. 45 НК РФ. Так, если организация или ИП платят налоги (страховые взносы, торговый сбор) с помощью ЕНП, то обязанность по уплате налога считается исполненной с момента уплаты ЕНП, но не ранее наступления срока уплаты налога (страховых взносов, торгового сбора).
Это значит, что само по себе внесение средств в счет пополнения ЕНП до даты уплаты налогового платежа не является исполнением обязанности по уплате налога. Однако если зачет ЕНП в счет уплаты налога организацией производится инспекцией на сумму более 1,5 млн рублей в течение квартала, то в части суммы, превышающей 1,5 млн рублей в квартал, обязанность по уплате налога организацией считается исполненной со дня принятия налоговым органом решения о зачете ЕНП (а не со дня наступления срока уплаты налога).