Комментарии законодательства

В федеральный стандарт "Аренда" для организаций госсектора внесены изменения

Дата публикации

Документ

Приказ Минфина России от 25.12.2019 № 254н

Комментарий

28 марта 2020 г. вступили в силу изменения в федеральный стандарт "Аренда", утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н (далее – СГС "Аренда"). Они применяются при формировании учетной политики и показателей бухгалтерского учета с начала 2020 г.

Дополнен перечень исключений из СГС "Аренда"

Расширен перечень случаев, когда СГС "Аренда" не применяется. Имущество не является объектом аренды, если оно предоставлено учреждению в безвозмездное пользование:

Эти исключения уже предусмотрены п. 333 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н. Ранее они упоминались в письмах Минфина России от 14.09.2018 № 02-07-10/66285, от 27.09.2018 № 02-07-10/69410, от 31.08.2018 № 02-07-10/62448, от 13.06.2018 № 02-07-10/40429. Теперь эти случаи нашли свое отражение в СГС "Аренда".

Кроме того, перечень случаев, которые не подпадают под действие СГС "Аренда", дополнен новыми ситуациями:

Уточнен порядок определения справедливой стоимости

Справедливая стоимость объектов учета аренды по договорам безвозмездного пользования либо аренды на льготных условиях определяется передающей стороной (арендодателем). Эта норма призвана обеспечить идентичность показателей у обеих сторон договора. Однако ее можно применить, только если сторонами договора безвозмездного пользования, к которому применяется СГС "Аренда", являются организации бюджетной сферы.

Организации, которые не относятся к бюджетной сфере, СГС "Аренда" не применяют. Следовательно, они не обязаны сообщать учреждению справедливую стоимость арендных платежей. В такой ситуации при заключении договора сторонам целесообразно согласовать предоставление необходимых данных. Если контрагент такие сведения не предоставит, учреждению необходимо определить справедливую стоимость объекта учета аренды самостоятельно.

Если данные о стоимости объекта аренды на дату признания в учете недоступны, такой объект отражается на балансовых счетах в условной оценке, равной одному рублю. Когда данные о стоимости объекта аренды будут доступны, его балансовая стоимость должна быть пересмотрена. Аналогичные разъяснения были также представлены ранее в письме Минфина России от 03.10.2018 № 02-06-10/70949.

Изменился порядок учета операций при досрочном расторжении договора

При досрочном расторжении договора аренды или безвозмездного пользования остаточная стоимость права пользования, остатки предстоящих (отложенных) доходов и расходов по упущенной выгоде корректируются дополнительной бухгалтерской записью, обратной их начислению (признанию объекта в учете). Изменения внесены в пп. 21, 23, 25, 27.2, 29.3, 30.3 СГС "Аренда".

Аналогичные изменения по отражению операций при досрочном расторжении договора планируется внести в инструкции по бухгалтерскому (бюджетному) учету, утв. приказами Минфина России от 06.12.2010 № 162н, от 16.12.2010 № 174н, от 23.12.2010 № 183н. Проекты приказов размещены на сайте Минфина России во вкладке "Документы", в подразделе "Проекты", а также на федеральном портале проектов нормативных правовых актов: https://regulation.gov.ru/.

Инструкции по бухгалтерскому (бюджетному) учету имеют приоритет перед СГС "Аренда" (разд. I методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 13.12.2017 № 02-07-07/83464). Поэтому корреспонденции счетов, которые предусмотрены стандартом, могут применяться после внесения соответствующих изменений в инструкции. В настоящее время в инструкциях предусмотрена корректировка остатков методом "красное сторно".

Изменился порядок раскрытия информации в отчетности

Отложенные расходы по упущенной выгоде от предоставления права пользования активом (счет 0 401 50 000) теперь отражаются в отчетности без разделения на краткосрочные и долгосрочные.

В пояснительной записке не требуется раскрывать общие суммы процентных доходов, признанных в отчетном периоде, а также общую сумму расходов по условным арендным платежам, как это было предусмотрено ранее.