Комментарии законодательства

Предельный срок уплаты транспортного налога для организаций продлен на месяц. Это и другие изменения в главе 28 НК РФ.

Дата публикации 04.10.2019

Документ

Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ

Комментарий

Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ (далее – Закон № 325-ФЗ) внес изменения во многие статьи НК РФ. Затронули изменения и транспортный налог. На что нужно обратить внимание плательщикам транспортного налога? Об этом пойдет речь в комментарии.

Изменился срок для уплаты транспортного налога организациями

Органы власти субъектов РФ лишились права устанавливать на своих территориях сроки для уплаты организациями транспортного налога и авансовых платежей по нему.

C платежа за 2020 год юрлица должны вносить платежи по этому налогу в сроки, предусмотренные НК РФ. Теперь они закреплены в новой редакции п. 1 ст. 363 НК РФ. Соответствующие изменения в Кодекс внесены Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ.

Так, налог за налоговый период (календарный год) необходимо уплатить не позднее 1 марта следующего года. Авансовые платежи необходимо вносить в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 68 ст. 2, ч. 7, 17 ст. 3 Закона № 325-ФЗ).

Отметим, что в настоящее время региональные власти вправе на подведомственной территории определять в отношении транспортного налога:

Как видим, поправками за субъектами РФ сохранились все перечисленные полномочия. Исключение – установление срока перечисления налога. (См. п. 63 ст. 2 Закона № 325-ФЗ).

При этом обратим внимание, что в п. 2 ст. 363 НК РФ поправки не внесены. В соответствии с этой нормой организации в течение года должны вносить авансовые платежи по налогу по итогам отчетных периодов (первый квартал, второй квартал, третий квартал), если только региональными законами не предусмотрено иное.

Значит, органы власти субъектов РФ по-прежнему вправе освободить всех плательщиков или отдельные их категории от уплаты авансов по налогу. Однако если такое освобождение законом субъекта РФ не будет предусмотрено, то перечислить авансовый платеж потребуется в срок, закрепленный в НК РФ. А именно - не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Уточнен порядок расчета налога в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств

К таким транспортным средствам относятся технические сооружения без двигателей для самостоятельного передвижения, зарегистрированные в качестве несамоходных судов (п. 1 ст. 11 НК РФ, ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ).

К примеру, это дебаркадеры, дноуглубительные и дноочистительные снаряды, плавучие краны, плавучие доки и т.п.

Валовая вместимость такого водного транспортного средства в его мерительном свидетельстве может быть указана в регистровых тоннах либо без них.

На данный момент в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 359 НК РФ для целей налогообложения таких транспортных средств необходима информация о размерности, поскольку транспортный налог рассчитывается с каждой регистровой тонны валовой вместимости (пп. 2 п. 1 ст. 359, п. 1 ст. 361 НК РФ).

Трудности возникают, если размерность не отражена в свидетельстве. Как отмечали специалисты ФНС России (письмо от 25.06.2019 № БС-4-21/12357@) и Минтранса России (письмо от 06.06.2019 № Д5/12255-ИС), на практике невозможно пересчитать безразмерную валовую вместимость в регистровые тонны, т.к. в нормативных документах отсутствует значение коэффициента перерасчета (одинаковое для всех судов).

Закон № 325-ФЗ устранил этот пробел законодательства. Теперь в НК РФ закреплено, что база по налогу в отношении несамоходных (буксируемых) транспортных средств определяется одним из следующих способов (п. 64, 65 ст. 2 Закона № 325-ФЗ):

Такой порядок исчисления налога необходимо применять с расчета налога за 2020 год (ч. 3 ст. 3 Закона № 325-ФЗ).

Дополнены способы подачи в инспекцию заявления на предоставление налоговых льгот

Напомним, что с 01.01.2020 не только физлица (в т.ч. ИП), но и организации, которые хотят воспользоваться льготами по транспортному налогу, должны обратиться в налоговый орган с соответствующим заявлением (см. новости здесь и здесь).

Заявление и документы, подтверждающие право на льготу, можно подать на бумажном носителе (лично или по почте) либо в электронном виде (через оператора электронного документооборота).

Поправками уточнено, что обратиться в налоговый орган с заявлением и оправдательными документами плательщик сможет и через МФЦ (пп. "а" п. 66 ст. 2 Закона № 325-ФЗ). Это правило вступает в силу по истечении месяца со дня официального опубликования Закона № 325-ФЗ. Значит, обращаться с заявлением и документами в инспекцию через МФЦ можно с 29 октября 2019 года (ч. 2 ст. 3 Закона № 325-ФЗ).

Однако поскольку для юрлиц обязанность подтвердить право на льготу по транспортному налогу начинает действовать с 01.01.2020, то фактически подавать заявление и документы с правом на льготу (в частности, через МФЦ) организации смогут с упомянутой даты. Физлица (в частности, ИП) вправе представить документы подобным образом уже в текущем году.

Также в НК РФ добавлено следующее положение. Если налогоплательщик-физлицо (в т.ч. ИП) не подаст документ о предоставлении льготы или об отказе от ее применения, то инспекция рассчитает налог на основании сведений, которыми располагает (пп. "г" п. 66 ст. 2 Закона № 325-ФЗ).

Исходя из изложенного, плательщикам транспортного налога (физлицам, в т.ч. ИП) целесообразнее самостоятельно обращаться за получением (или подтверждением) льготы, поскольку инспекция может не располагать всей информацией о праве на льготу либо такая информация может быть неактуальной.