Комментарии законодательства

Смогут ли платежные терминалы и дальше работать с удаленной кассой?

Дата публикации

Документ

Проект Федерального закона № 553118-7 "О внесении изменений в статью 33.1 Федерального закона "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Комментарий

В настоящее время контрольно-кассовая техника, которая применяется в составе автоматического устройства для расчетов, должна устанавливаться внутри корпуса каждого такого устройства. Исключение составляют торговые автоматы, турникеты и валидаторы и т.д., так как при таких расчетах можно использовать одну онлайн-кассу, расположенную удаленно от автомата.

Банковские платежные агенты (субагенты), которые осуществляют деятельность согласно Федеральному закону от 27.06.2011 № 161-ФЗ "О национальной платежной системе", могут выбрать способ – установить онлайн-кассу внутри каждого автоматического устройства для расчетов или включить онлайн-кассу в состав такого устройства иным способом (п. 2 ст. 4 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ). На практике эти формулировки позволяли применять онлайн-ККТ удаленно от платежного терминала, соединяя их посредством интернета.

Проект Федерального закона № 553118-7 (одобрен Советом Федерации 23.07.2019) предполагает, что банковские платежные агенты (субагенты) вместо включения онлайн-кассы в состав платежного терминала должны обеспечить ее соединение с корпусом платежного терминала механически или иным способом.

Иными словами, каждый платежный терминал должен иметь собственную онлайн-кассу, которая может устанавливаться внутри корпуса терминала либо находиться рядом и соединяться с ним, то есть удаленное использование онлайн-ККТ отменяется.

Одними из первых на новый закон отреагировали в Ассоциации банков России. В письме, направленном заместителю руководителя ФНС России, отмечается, что действующая редакция Закона № 54-ФЗ предусматривает для банковских платежных агентов (субагентов) возможность использовать удаленную онлайн-кассу для всех платежных терминалов. Это имеет высокую значимость для бизнеса, так как большинство платежных терминалов не позволяют устанавливать контрольно-кассовую технику внутри корпуса. Ассоциация подчеркивает, что новые требования законодательства являются нецелесообразными.

Данные изменения не обсуждались с участниками рынка, тексты не были доступны экспертному сообществу и были приняты в минимальные сроки, исключающие возможность анализа и оценки влияния на экономическую ситуацию.

Пока не вполне ясно, как отреагируют законодатели на такое обращение. По всей видимости, принимаемые меры призваны ужесточить контроль за наличными денежными средствами, которые проходят через платежные терминалы.

Новые поправки в первую очередь повлияют на региональных игроков. Их введение может привести к сокращению количества платежных терминалов в малых населенных пунктах. По оценкам Ассоциации, количество терминалов, используемых платежными агентами (субагентами) в России, составляет 150 тыс.