Комментарии законодательства

Усилен контроль за расходованием маткапитала

Дата публикации

Документ

Федеральный закон от 18.03.2019 № 37-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"

Комментарий

Сертификат на получение маткапитала предоставляется женщинам, родившим (или усыновившим) второго ребенка (или последующих детей), и мужчинам, которые являются единственными усыновителями второго ребенка (или последующих детей). См. ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ (далее – Закон № 256-ФЗ).

Средства маткапитала разрешено расходовать не на любые, а на определенные законом цели, а именно на (ч. 3 ст. 7 Закона № 256-ФЗ):

29 марта 2019 года начинают действовать отдельные поправки в законодательство о маткапитале. Они предусмотрены Федеральным законом от 18.03.2019 № 37-ФЗ (далее – Закон № 37-ФЗ) и касаются в основном порядка направления маткапитала на улучшение жилищных условий. Поясним, что влекут за собой изменения.

Перечень оснований для отказа в выделении маткапитала расширен

Из буквального толкования закона ст. 7 Закона № 256-ФЗ следует, что за счет маткапитала расходы на покупку жилья покрываются (полностью или частично) при условии, что жилищные условия улучшаются (п. 1 ч. 3 ст. 7 Закона № 256-ФЗ). Следовательно, если покупка жилья не отвечает этим целям, ПФР обычно отказывает в предоставлении сертификата на маткапитал.

Сейчас одним из оснований для отказа является признание приобретенного жилого помещения не соответствующим санитарным и техническим нормам, а также нахождение помещения в неудовлетворительном состоянии, требующем капитального ремонта.

Также отказы связаны с тем, что сам дом, в котором расположено приобретенное жилье, является аварийным или подлежащим сносу.

Зачастую это приводит к судебным спорам с ПФР. Причем суды, как правило, поддерживают позицию фондов (п. 6, 7 обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016 г.).

Поправками такое основание для отказа в выделении средств маткапитала, как непригодность жилого помещения для проживания либо признание многоквартирного дома, где оно расположено, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, прямо закреплено в Законе № 256-ФЗ (п. 8 ч. 2 ст. 3 Закона № 256-ФЗ в новой редакции, пп. "б" п. 2 ст. 1 Закона № 37-ФЗ).

Информацию о состоянии жилья органы ПФР будут запрашивать у органов местного самоуправления, органов жилищного надзора и тому подобных структур (ч. 1.3 ст. 8 Закона № 256-ФЗ в новой редакции, пп. "б" п. 2 ст. 1 Закона № 37-ФЗ).

Таким образом, можно сказать, что тенденция, которая сейчас существует на практике, нашла отражение в законодательстве. Поэтому шансов оспорить отказ ПФР в предоставлении маткапитала в рассматриваемой ситуации не осталось.

Новые правила затронут граждан, которые обратятся в ПФР с заявлением на направление средств маткапитала на улучшение жилищных условий с 29.03.2019 и позднее (ч. 1 ст. 2 Закона № 37-ФЗ).

Изменен перечень организаций, займы у которых на покупку жилья нельзя погасить за счет маткапитала

На данный момент маткапитал (полностью или частично) можно направить на погашение основного долга и уплату процентов по нему, если договор займа на покупку жилья заключен с одной из следующих организаций (ч. 7 ст. 10 Закона № 256-ФЗ):

  1. кредитной организацией, подконтрольной Банку России (ст. 12 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности");
  2. кредитным потребительским кооперативом (который со дня госрегистрации ведет деятельность не менее трех лет);
  3. иными организациями, выдающими займы на основании договоров, обеспеченных ипотекой. Это любые мелкие компании, оказывающие финансовые услуги. Они не являются банковскими или кредитными.

Упомянутые иные организации поправками исключены из приведенного списка. Это означает, что займы у них теперь нельзя погашать средствами маткапитала.

Вместо таких организаций в закон введены две иные категории кредитующих компаний, рассчитаться с которыми по ипотеке можно с помощью маткапитала. К ним отнесены (ч. 7 ст. 10 Закона № 256-ФЗ в новой редакции, пп. "б" п. 3 ст. 1 Закона № 37-ФЗ):

Нововведения распространяются на договоры займа, оформленные с даты вступления в силу поправок, т.е. с 29.03.2019 (ч. 2 ст. 2 Закона № 37-ФЗ).

Следовательно, если договор займа с организацией, которая не является подконтрольной Банку России (поправками исключена из списка), родитель (усыновитель) заключил до указанной даты, орган ПФР должен выделить маткапитал на погашение обязательств по ипотеке (при условии соблюдения всех иных требований).

Аналогичным образом заём, полученный у сельхозпотребительского кооператива либо в АО "ДОМ.РФ", можно погасить средствами маткапитала, только если договор заключен с 29.03.2019 и позднее.

Для получения маткапитала на покрытие затрат по строительству объекта ИЖС на садовом участке представлять разрешение на строительство больше не нужно

Для получения маткапитала на покрытие затрат, связанных с индивидуальным жилищным строительством (или реконструкцией объекта ИЖС), родитель (усыновитель) подает в орган ПФР заявление на распоряжение средствами сертификата, а также может представить документы (их копии), подтверждающие факт правомерности строительства. В их числе (п. 1-3 ч. 1.1 ст. 10 Закона № 256-ФЗ в новой редакции, пп. "а" п. 3 ст. 1 Закона № 37-ФЗ):

В соответствии с поправками вместо разрешения на строительство гражданин вправе представить в комплекте документов уведомление о планируемом строительстве. Его форма утверждена приказом Минстроя России от 19.09.2018 № 591/пр.

Это изменение обусловлено тем, что с 4 августа 2018 года вступили в силу изменения в Градостроительный кодекс РФ. Они отменили получение разрешений на строительство и реконструкцию жилого дома на садовом земельном участке. Теперь действует уведомительный порядок строительства объектов ИЖС (ч. 17 ст. 51, ст. 51.1 ГрК РФ).

Таким образом, новшества в части разрешительной документации на строительство теперь отражены и в законе о маткапитале.

Заметим, что перечисленные документы родитель (усыновитель) вправе не представлять. В таком случае орган ПФР в рамках межведомственного обмена самостоятельно запросит их у уполномоченных органов (ч. 1.1-1 ст. 10 Закона № 256-ФЗ).