Комментарии законодательства

Фиктивной будут признавать регистрацию иностранца не только в жилом помещении, но и у работодателя.

Документ

Федеральный закон от 11.10.2018 № 366-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 23 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"

Комментарий

Федеральный закон от 11.10.2018 № 366-ФЗ (далее – Закон № 366-ФЗ) внес очередные изменения в законодательство о миграционном учете иностранных граждан (Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ, далее – Закон № 109-ФЗ).

На этот раз изменения коснулись фиктивной регистрации иностранных граждан по месту пребывания. Ранее фиктивной считалась регистрация иностранца в жилом помещении, в котором он сам не собирался пребывать или принимающая сторона не собиралась это помещение ему предоставлять. Соответствующее определение было закреплено в ч. 1 ст. 2 Закона № 109-ФЗ.

Однако с 22.10.2018 определение фиктивной постановки на учет значительно расширили. Теперь фиктивной может считаться регистрация как в жилых, так и иных помещениях. Кроме того, фиктивной будет регистрация иностранца в организации, по адресу которой он не работает и не ведет иную разрешенную законом деятельность.

Эти изменения неразрывно связаны с новыми правилами постановки иностранцев на миграционный учет, которые вступили в силу в июле 2018 г. Напомним, что по новым правилам местом пребывания иностранного гражданина может быть помещение (необязательно жилое), в котором иностранец фактически проживает (использует для сна и отдыха), а также организация, если иностранец фактически проживает по адресу организации или в ее помещении без адресных данных.

Такой организацией может стать, например, работодатель.

Подробнее об этих изменениях см. здесь.

При выявлении у иностранного гражданина фиктивной регистрации его автоматически снимут с учета по месту пребывания (п. 4 ч. 1 ст. 23 Закона № 109-ФЗ). Что же касается ответственности организации, то привлечь ее за фиктивную регистрацию как за отдельное правонарушение пока нельзя.

Возможно, контролирующие органы будут привлекать организацию к ответственности за представление ложных сведений при осуществлении миграционного учета (ст. 19.27 КоАП РФ) или за нарушение правил пребывания в РФ иностранных граждан (ст. 18.9 КоАП РФ).