Документ
Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Комментарий
Комментируемым законом внесены как серьезные изменения в порядок исчисления и уплаты НДС, так и незначительные технические. Причем некоторые новые нормы сняли ранее существующие спорные моменты. Рассмотрим наиболее важные изменения подробнее.
Камеральная проверка декларации по НДС будет проводиться быстрее
По общему правилу камеральная проверка декларации должна быть проведена в течение трех месяцев со дня подачи декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ). Теперь срок проверки деклараций по НДС, сданных с 04.09.2018, сокращен до двух месяцев (п. 4 ст. 1 и п. 4 ст. 4 Закона № 302-ФЗ). Проверка такой декларации может быть продлена до трех месяцев решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа только в том случае, если установлены признаки, указывающие на нарушение налогового законодательства.
С предоплаты в счет передачи имущественных прав придется заплатить НДС
Закон внес изменения в п. 1 ст. 154 НК РФ. В этом пункте прописано, как определять налоговую базу по НДС при получении предоплаты в счет передачи имущественных прав, перечисленных в абз. 2 п. 1, п. 2-4 ст. 155 НК РФ. Речь идет о получении предоплаты в счет:
- уступки первоначальным кредитором денежного требования, вытекающего из договора реализации (абз. 2 п. 1 ст. 155 НК РФ);
- переуступки новым кредитором денежного требования, вытекающего из договора реализации (п. 2 ст. 155 НК РФ);
- передачи прав на жилые дома и помещения, гаражи и машино-места (п. 3 ст. 155 НК РФ);
- переуступки новым кредитором денежного требования, приобретенного у третьих лиц (п. 4 ст. 155 НК РФ).
Налог в этих случаях будет уплачиваться не со всей суммы предоплаты, а с разницы между суммой предоплаты и суммой расходов на приобретение указанных прав (размера денежного требования, в том числе будущего требования). Причем сумма таких расходов берется пропорционально доле предоплаты в стоимости, по которой передаются имущественные права (пп. "а" п. 1 ст. 2 Закона № 302-ФЗ). Это означает, что с предоплаты в счет последующей передачи перечисленных имущественных прав следует исчислить и уплатить НДС в бюджет. Причем налог следует исчислять по расчетной ставке 18/118. Напомним, что ранее на этот вопрос НК РФ не давал однозначного ответа. Поэтому контролирующие органы настаивали на уплате НДС со всей суммы полученного аванса (см. подробнее).
Уплаченный авансовый НДС продавец сможет заявить к вычету с даты передачи имущественных прав. Соответствующие изменения внесены в п. 6 ст. 172 НК РФ (п. 9 ст. 2 Закона № 302-ФЗ). Эти изменения вступают в силу с 01.10.2018 и распространяются на авансы, полученные после этой даты.
Несмотря на то что законодатель снял некоторые вопросы, по-прежнему не вполне ясно, нужно ли платить НДС при получении предоплаты в счет последующей передачи прав на заключение договора, арендных прав, перечисленных в п. 5 ст. 155 НК РФ.
Упрощен порядок подтверждения нулевой ставки экспортерами
Законодатель упростил порядок подтверждения нулевой ставки НДС для экспортных операций.
Во-первых, разрешено применение нулевой ставки НДС не только при экспорте товара иностранному лицу, но и обособленному подразделению российской организации за пределами ЕАЭС. В подтверждение этой льготы экспортер может представить контракт с российской организацией на поставку товаров ее филиалу, представительству, отделению, бюро, конторе, агентству либо другому обособленному подразделению, находящемуся за пределами ЕАЭС (пп. "б" п. 4 ст. 2 Закона № 302-ФЗ). До этого применение нулевой ставки НДС в таком случае было невозможно, так как в списке подтверждающих документов был только контракт с иностранным покупателем. Поэтому российские организации, ведущие активную деятельность за рубежом, были вынуждены создавать иностранные юрлица, чтобы воспользоваться льготой.
Во-вторых, экспортерам разрешили повторно не представлять в налоговый орган договоры (контракты). Вместо этого налоговому органу следует сообщить реквизиты документа, которым (приложением к которому) ранее были представлены контракты (договоры), а также наименование налогового органа, в который они были поданы. Это нововведение упрощает жизнь экспортеров, у которых заключены долгосрочные контракты на поставку.
В-третьих, исключили обязанность экспортера представлять в подтверждение нулевой ставки транспортные, товаросопроводительные и иные документы, подтверждающие вывоз товаров за пределы ЕАЭС (пп. "б" п. 4 ст. 2 Закона № 302-ФЗ). Связано это с тем, что информация о вывозе товара за границу поступает налоговым органам от таможенных в соответствии с п. 17 ст. 165 НК РФ. Однако не рекомендуем налогоплательщикам избавляться от перечисленных документов раньше времени, ведь налоговый орган может их истребовать, если представленная плательщиком информация не соответствует сведениям, полученным от таможенников (пп. "в" п. 4 ст. 2 Закона № 302-ФЗ). На подачу пояснений и документов налогоплательщику дается 15 дней. Если вывоз товара за пределы ЕАЭС не подтвержден, то нулевая ставка НДС не будет подтверждена (пп. "к" п. 4 ст. 2 Закона № 302-ФЗ).
В-четвертых, уточнен порядок представления транспортных и товаросопроводительных документов при вывозе товаров из РФ в другие страны ЕАЭС (пп. "г" п. 4 ст. 2 Закона № 302-ФЗ). Эти документы могут не представляться одновременно с налоговой декларацией, если плательщик подает в налоговый орган перечень заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в электронной форме. Налоговый орган, проводящий камеральную налоговую проверку, вправе выборочно истребовать у налогоплательщика транспортные и иные документы, сведения о которых включены в этот перечень заявлений. Налогоплательщик обязан представить истребуемые документы (их копии) в течение 30 календарных дней с даты получения требования. Если эти требования не будут исполнены, то обоснованность нулевой ставки НДС считается неподтвержденной.
Перечисленные изменения вступают в силу с 01.10.2018. Полагаем, что они применяются в отношении товаров, реализованных на экспорт после этой даты.
Право на заявительный порядок возмещения НДС получит больше налогоплательщиков
В настоящее время право на ускоренный порядок возмещения НДС есть у налогоплательщиков-организаций, которые за три календарных года, предшествующих подаче заявления на применение этого порядка, уплатили в бюджет не менее 7 миллиардов рублей налогов. Теперь эта сумма уменьшится до двух миллиардов рублей. Это означает, что еще больше налогоплательщиков смогут воспользоваться этим порядком. Аналогичным образом смягчены требования к поручителю. Также увеличена возможная сумма обязательств поручителя: теперь она может составлять до 50 процентов от стоимости его чистых активов. До изменений сумма была в пределах 20 процентов. Благодаря изменениям поручитель сможет выдать больше поручений (п. 10 ст. 2 Закона № 302-ФЗ).
Эти изменения вступят в силу с 01.10.2018.
Новые правила для налоговых агентов по НДС
Обязанности налоговых агентов по НДС возложили на перевозчиков на ж/д транспорте, которые в рамках посреднических отношений реализуют услуги по предоставлению подвижного состава и контейнеров. Это правило не распространяется на услуги, перечисленные в пп. 2.1 и 2.7 п. 1 ст. 164 НК РФ, которые облагаются по нулевой ставке НДС. Об этом говорится в новом п. 5.1 ст. 161 НК РФ (п. 2 ст. 2, п. 2 ст. 4 Закона № 302-ФЗ).
Кроме того, отменили обязанность вести журнал учета счетов-фактур для налоговых агентов-посредников, перечисленных в п. 4, 5 и 5.1 ст. 161 НК РФ (пп. "б" п. 7 ст. 2 Закона № 302-ФЗ). Это налоговые агенты по НДС при:
- реализации бесхозяйного, конфискованного имущества (п. 4 ст. 161 НК РФ)
- реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) иностранных лиц по посредническим договорам (п. 5 ст. 161 НК РФ)
- реализации услуг по предоставлению подвижного состава и контейнеров для ж/д перевозок в рамках посреднических отношений (п. 5.1 ст. 161 НК РФ)
Также перечисленным налоговым агентам предоставили возможность заявить к вычету НДС (п. 8 ст. 2 Закона № 302-ФЗ):
- уплаченный в бюджет при продаже товара (работ или услуг), если в дальнейшем покупатель возвращает товар (в том числе в течение действия гарантийного срока) или отказывается от него или от выполненных работ, оказанных услуг.
- уплаченный в бюджет с полученного аванса, если он возвращен покупателю при изменении условий либо при расторжении соответствующего договора.
Соответствующие изменения внесены в п. 5 ст. 171 НК РФ. Они вступают с 01.10.2018 и распространяются на операции, совершенные после этой даты.