Документ
Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Комментарий
Многочисленные поправки в НК РФ, предусмотренные Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ (далее – Закон № 335-ФЗ), касаются исчисления не только федеральных налогов, но также региональных и местных. Отдельные из них благоприятны для плательщиков. Обо всех нововведениях пойдет речь далее.
Транспортный налог по дорогостоящим автомобилям, возраст которых менее трех лет, уменьшен
Уменьшение налога достигнуто за счет снижения коэффициента, с учетом которого он рассчитывается.
Повышающие коэффициенты применяются при исчислении налога по дорогостоящим легковым автомобилям (от трех миллионов рублей). Коэффициенты различаются в зависимости от стоимости автомобиля и количества лет с года его выпуска по год, за который платится налог (п. 2 ст. 362 НК РФ). Перечень марок таких автомобилей на каждый очередной налоговый период размещается на сайте Минпромторга.
Действующими нормами установлено, что в отношении автомобилей, стоимость которых от трех до пяти миллионов рублей (включительно), нужно применять следующие повышающие коэффициенты:
- 1,5 – если с года выпуска прошло не более года;
- 1,3 – если с года выпуска прошло от года до двух лет;
- 1,1 – если с года выпуска прошло от двух до трех лет.
Поправками отменены коэффициенты 1,3 и 1,5.
По автомобилям указанной стоимости, с года выпуска которых прошло не более трех лет, нужно применять единый коэффициент – 1.1 (п. 68 ст. 2 Закона № 335-ФЗ).
Изменения вступят в силу 01.01.2018 (ч. 4 ст. 9 Закона № 335-ФЗ).
За 2017 год транспортный налог нужно уплатить в 2018 году, однако рассчитывать его необходимо по нормам 2017 года. Таким образом, полагаем, что новые коэффициенты следует учитывать при исчислении налога, начиная с платежа за 2018 год.
Региональные власти смогут устанавливать льготы в отношении движимого имущества, принятого на учет с 01.01.2013
С 1 января 2018 года движимое имущество, принятое на учет в качестве ОС с 01.01.2013 (кроме имущества, полученного в результате реорганизации или ликвидации, и от взаимозависимых лиц), освобождается от обложения налогом на имущество при условии, что это предусмотрено законом субъекта РФ по месту его нахождения.
Это положение установлено ст. 381.1 НК РФ.
Напомним, что в настоящее время применение такой льготы не зависит от волеизъявления субъекта РФ.
Если региональные власти не освободят указанное имущество от налогообложения, то налог по нему необходимо рассчитывать по более низкой ставке (по сравнению с общеустановленной 2,2 процента). Она не должна превышать 1,1 процента (п. 69 ст. 2 Закона № 335-ФЗ).
Кроме того, Закон № 335-ФЗ предоставил регионам полномочия устанавливать своими законами налоговые льготы (вплоть до освобождения от налогообложения) в отношении:
- движимого имущества (поставленного на учет с 01.01.2013), с даты выпуска которого прошло не более трех лет;
- инновационного высокоэффективного оборудования. Причем категории ОС, которые относятся к такому оборудованию, законодательный орган субъекта РФ определит самостоятельно.
Перечисленные новшества начнут действовать с 01.01.2018 (п. 69, 70 ст. 2, ч. 4 ст. 9 Закона № 335-ФЗ). Следовательно, ими нужно руководствоваться при исчислении налога на имущество за периоды с 2018 года.
Обращаем внимание: если субъект РФ не примет закон, предусматривающий льготы по налогу в отношении упомянутых видов имущества, налог с его стоимости необходимо платить в общем порядке.
Известно, что нулевая ставка предусмотрена на период 2018 – 2020 гг. в отношении движимого имущества (принятого на учет с 01.01.2013 в качество ОС), расположенного на территории Московской области (закон Московской области от 03.10.2017 № 159/2017-ОЗ).
Изменение вида разрешенного использования участка можно учитывать при расчете земельного налога даже в середине года
НК РФ с 01.01.2018 дополняется положением о том, что в определенных случаях изменение кадастровой стоимости земельного участка учитывается при расчете налога с даты, когда соответствующие изменения отражены в ЕГРН.
Это распространяется на случаи, когда (п. 71 ст. 2 Закона № 335-ФЗ):
- меняется вид разрешенного использования участка;
- участок переводится из одной категории земель в другую;
- меняется площадь участка.
В перечисленных случаях не нужно дожидаться начала очередного налогового периода, чтобы рассчитывать налог исходя из новой кадастровой стоимости. Это нововведение выгодно для тех плательщиков, у которых кадастровая стоимость участка в результате таких изменений стала меньше.
За налоговый (отчетный) период, в котором произошло изменение кадастровой стоимости, налог нужно рассчитать по тому же алгоритму, по которому налог исчисляется, когда право собственности на участок возникает у плательщика в середине года (п. 72 ст. 2 Закона № 335-ФЗ). Этот алгоритм прописан в п. 7 ст. 396 НК РФ. Из него следует, что сумма налога определяется по следующей формуле:
сумма налога = "старая" кадастровая стоимость ЗУ x ставка налога x (число полных месяцев, в течение которых действовала "старая" стоимость ЗУ / число месяцев в налоговом (отчетном) периоде) + "новая" кадастровая стоимость ЗУ x ставка налога x (число полных месяцев, в течение которых действовала "новая" стоимость ЗУ / число месяцев в налоговом (отчетном) периоде)
При этом:
- если запись об изменении стоимости внесена в ЕГРН до 15-го числа месяца (включительно), считается, что в этом месяце действовала "новая" кадастровая стоимость;
- если запись внесена в ЕГРН после 15-го числа, считается, что в этом месяце применяется "старая" кадастровая стоимость.
Новые правила нужно применять с расчета налога (авансового платежа) за 2018 год (ч. 4 ст. 9 Закона № 335-ФЗ).