Комментарии законодательства

Бюджетным и автономным учреждениям ограничили размер авансовых платежей по контрактам (договорам)

Документ

Федеральный закон от 27.11.2017 № 347-ФЗ

Комментарий

Расходование бюджетных средств

В федеральные законы от 03.11.2006 № 174-ФЗ, от 08.05.2010 № 83-ФЗ (далее – Закон № 174-ФЗ, 83-ФЗ) внесены изменения, которые направлены на усиление контроля за использованием бюджетными и автономными учреждениями субсидий из бюджетов:

Из текста законов не вполне ясно, распространяется ли ограничение размера авансовых платежей на операции за счет приносящей доход деятельности. Поскольку учреждение самостоятельно распоряжается поступлениями от такой деятельности (ст. 298 ГК РФ), можно сделать вывод, что оно вправе предусмотреть в договоре любой размер авансовых платежей. Минэкономразвития России в письме от 20.03.2017 № ОГ-Д28-3105 изложил свою точку зрения по этому вопросу (разъяснения даны к п. 43 постановления Правительства РФ от 30.12.2016 № 1551 и касаются федеральных бюджетных учреждений).

По мнению министерства, ограничения на размер авансовых платежей действуют в случае заключения бюджетным учреждением договоров (контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. При заключении учреждением договоров в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее – Закон № 223-ФЗ) за счет средств от приносящей доход деятельности требования о предельных размерах авансовых платежей соблюдать не нужно.

На автономные учреждения, которые закупают товары, работы, услуги в соответствии с Законом № 223-ФЗ, требования об ограничении размера авансовых платежей распространяются при заключении договоров (контрактов) за счет средств федерального бюджета (письма Минэкономразвития России от 05.07.2016 № Д28и-1765, от 20.09.2016 № Д28и-2454).

Полагаем, основной критерий для применения предельного размера авансов – осуществление расходов за счет средств бюджета. Закупки за счет средств от приносящей доход деятельности можно проводить без соблюдения этого требования.

Повышение ликвидности единого счета бюджета

В целях оперативного управления остатками на счетах бюджетов, обеспечения ликвидности единого счета бюджета, сокращения величины привлекаемых бюджетом кредитных ресурсов, уменьшения внутреннего государственного долга внесены изменения в порядок перечисления остатков средств бюджетных и автономных учреждений в бюджет. Теперь он зависит от вида бюджета и доли межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

В новой части 3.19-1 ст. 2 Закона № 174-ФЗ, ч. 22.1 ст. 30 Закона № 83-ФЗ определены общие правила возврата остатков средств:

Правила перечисления на единый счет федерального бюджета остатков средств федеральных бюджетных, автономных учреждений и возврата этих средств установлены приказом Минфина России от 14.12.2016 № 234н.

В отредактированной части 3.20 ст. 2 Закона № 174-ФЗ, ч. 23 ст. 30 Закона № 83-ФЗ установлены общие правила перечисления остатков средств для всех остальных учреждений. Детальный порядок утвержден приказом Минфина России от 01.03.2016 № 13н. Ранее предусматривался возврат остатков средств до 31 декабря текущего финансового года на счета, с которых они были ранее перечислены. Теперь возврат остатков при завершении текущего финансового года (но не позднее последнего рабочего дня текущего финансового года) установлен только для второй группы учреждений, т.е. муниципальных учреждений и учреждений субъектов РФ, в бюджетах которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета более 20% объема собственных доходов.

Полномочия наблюдательного совета автономного учреждения

В пункте 7 ч. 1 ст. 11 Закона № 174-ФЗ сделана поправка, что наблюдательному совету представляются отчеты о деятельности автономного учреждения и об использовании его имущества, об исполнении плана его финансово-хозяйственной деятельности, а не проекты отчетов, как было ранее. Соответственно, необходимость в утверждении проектов этих документов наблюдательным советом отпала, ч. 4 ст. 11 Закона № 174-ФЗ утратила силу. Однако теперь за наблюдательным советом закреплено право давать рекомендации относительно представленных отчетов.

Обращение взыскания на средства бюджетных учреждений

Внесены изменения в порядок обращения взыскания на средства бюджетных учреждений (пп. 7, 8 ч. 20 ст. 30 Закона № 83-ФЗ). Расширен перечень операций, которые бюджетное учреждение может провести при заблокированном счете. Ранее разрешалось только перечисление денег для исполнения исполнительных документов и решения налогового органа. Теперь учреждение может также выплатить зарплату работникам и перечислить налоги, удержанные с этих выплат, и страховые взносы.