Комментарии законодательства

Минфин России внес очередные изменения в Инструкцию № 157н для учреждений госсектора

Документ

Приказ Минфина России от 27.09.2017 № 148н

Комментарий

Сразу отметим: изменения, внесенные в Единый план счетов и инструкцию, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), не связаны с вступлением в силу с 1 января 2018 г. федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций госсектора.

Приказ Минфина России от 27.09.2017 № 148н действует с 29.10.2017 и направлен на устранение неточностей, которые были в Инструкции № 157н. Многие из внесенных положений ранее применялись на практике по аналогии с существовавшими правилами, но не были прямо закреплены в нормативном акте.

Изменения, внесенные в Единый план счетов

Значительных изменений нет. Скорректированы названия трех счетов:

 

Номер счета Наименование в прежней редакции Наименование в новой редакции Комментарий
204 32 Участие в уставном фонде государственных (муниципальных) предприятий Участие в государственных (муниципальных) предприятиях Новая формулировка предполагает наличие иных форм участия в государственных (муниципальных) предприятиях (помимо формирования уставного фонда)
206 61 Расчеты по авансам по пенсиям, пособиям и выплатам по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения Расчеты по авансовым платежам (перечислениям) по обязательным видам страхования В названии счета исключена излишняя детализация по видам страхования
206 63 Расчеты по авансам по пенсиям, пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственного управления Расчеты по авансам по пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственного управления Из названия исключены расчеты по пенсиям, очевидно, ввиду отсутствия таких авансов

 

Исключены счета 204 51 "Активы в управляющих компаниях", 215 51 "Вложения в управляющие компании". Для учета активов, находящихся в доверительном управлении в управляющих компаниях, предназначен забалансовый счет 40.

Изменения в Инструкции № 157н

Бухгалтерская (финансовая) отчетность может быть признана достоверной и при наличии ошибок и (или) искажений. Такое положение сформулировано в новом абзаце п. 3 Инструкции № 157н. Однако допущенные неточности не должны влиять на выводы пользователей информации:

Минфин России в письме от 07.09.2017 № 02-06-10/57741 привел пример несущественной ошибки – неправильное определение аналитического учета объектов имущества (машины, оборудование, прочие основные средства), если это не повлекло искажения сумм начисленной амортизации (налога на имущество организаций).

Существенной ошибкой считается, к примеру, отражение на балансовых счетах информации об объекте недвижимости, созданном учреждением и фактически находящемся в его пользовании (содержании), но не закрепленном за ним на праве оперативного управления (не оформлена государственная регистрация права). Это не соответствует правилам бухгалтерского учета, создает некорректное увеличение объема основных средств, а также расходов по уплате налога на имущество организаций, влияет на объем финансового обеспечения и финансовый результат деятельности учреждения.

Термины "недостоверная отчетность", "существенная ошибка (искажение), влияющая на достоверность отчетности" зависят от фактических обстоятельств дела и применяются с учетом их толкования в правоприменительной практике.

В пункте 3 Инструкции № 157н также сформулирован принцип осмотрительности. Он означает, что учреждение в приоритетном порядке признает в бухгалтерском учете расходы и обязательства, а уже потом возможные доходы и активы.

Уточнен пункт 18 Инструкции № 157н, определяющий порядок исправления ошибок в бухгалтерском учете. В прежней формулировке он ставился в зависимость от даты представления отчетности, теперь – от даты ее принятия, т.е. завершения камеральной проверки пользователем отчетности с положительным результатом. Это изменение согласуется с положениями инструкций о порядке составления отчетности, утв. приказами Минфина России от 28.12.2010 № 191н, от 25.03.2011 № 33н.

Если представленная отчетность не соответствует требованиям по ее составлению, она направляется на доработку. Учреждение обязано в течение установленного срока предпринять меры для устранения недостатков. Исправление ошибок отражается последним днем отчетного периода.

Если отчетность уже принята, возможны два варианта исправления ошибок:

Бухгалтерская справка (ф. 0504833), которой оформляются исправительные записи, помимо прочих реквизитов должна содержать период, в котором была выявлена ошибка. Исправление ошибок прошлых лет следует отражать в учете и отчетности обособленно.

Инструкция № 157н дополнена пунктом 23.1. Он посвящен особенностям бюджетного учета драгоценных металлов и камней, ювелирных и иных изделий из драгоценных металлов и камней, которые составляют Госфонд России (Госфонд субъекта РФ). Положения о порядке переоценки активов в ценностях Госфонда России внесены в п. 28 Инструкции № 157н.

В пункте 27 уточнено, что фактические вложения в объект нефинансовых активов в объеме затрат на его модернизацию, дооборудование, реконструкцию передаются балансодержателю объекта на основании Извещения (ф. 0504805) с приложением документов, подтверждающих объем произведенных капитальных вложений по завершенным работам (этапам работ).

В пункт 130 Инструкции № 157н внесено уточнение, что счет 106 01 применяют также органы власти, которые осуществляют полномочия собственника имущества государственной (муниципальной) казны, для формирования вложений в объекты, в т.ч. ценности Госфонда России, Госфонда субъекта РФ.

Согласно абз. 2 п. 145 Инструкции № 157н в новой редакции порядок ведения аналитического учета по объектам в составе имущества казны устанавливается документом учетной политики органа, выполняющего полномочия и функции собственника в отношении имущества публично-правового образования. Ранее предполагалось, что такой порядок должен определять финорган.

Формулировка пункта 310 Инструкции № 157н уточнена в части формирования операций по санкционированию отложенных обязательств в текущем финансовом году. Сказано, что при этом должны учитываться отложенные и неисполненные обязательства прошлых лет. Ранее положение этого пункта распространялось только на принимаемые и принятые обязательства.

Показатели по санкционированию, сформированные в отчетном финансовом году за первый, второй годы, следующие за текущим (очередным) финансовым годом, подлежат переносу на аналитические счета санкционирования расходов не только в части остатков, но и оборотов. Дополнение внесено в п. 311 Инструкции № 157н.

Забалансовый счет 19 "Невыясненные поступления бюджета прошлых лет" могут вести не только финансовые органы, но и учреждения, если на них возложены полномочия главного администратора (администратора) доходов по таким поступлениям. Соответствующие изменения внесены в п. 369 Инструкции № 157н.