Документ
Приказ Минфина России от 27.09.2017 № 148н
Комментарий
Сразу отметим: изменения, внесенные в Единый план счетов и инструкцию, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), не связаны с вступлением в силу с 1 января 2018 г. федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций госсектора.
Приказ Минфина России от 27.09.2017 № 148н действует с 29.10.2017 и направлен на устранение неточностей, которые были в Инструкции № 157н. Многие из внесенных положений ранее применялись на практике по аналогии с существовавшими правилами, но не были прямо закреплены в нормативном акте.
Изменения, внесенные в Единый план счетов
Значительных изменений нет. Скорректированы названия трех счетов:
Номер счета | Наименование в прежней редакции | Наименование в новой редакции | Комментарий |
---|---|---|---|
204 32 | Участие в уставном фонде государственных (муниципальных) предприятий | Участие в государственных (муниципальных) предприятиях | Новая формулировка предполагает наличие иных форм участия в государственных (муниципальных) предприятиях (помимо формирования уставного фонда) |
206 61 | Расчеты по авансам по пенсиям, пособиям и выплатам по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения | Расчеты по авансовым платежам (перечислениям) по обязательным видам страхования | В названии счета исключена излишняя детализация по видам страхования |
206 63 | Расчеты по авансам по пенсиям, пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственного управления | Расчеты по авансам по пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственного управления | Из названия исключены расчеты по пенсиям, очевидно, ввиду отсутствия таких авансов |
Исключены счета 204 51 "Активы в управляющих компаниях", 215 51 "Вложения в управляющие компании". Для учета активов, находящихся в доверительном управлении в управляющих компаниях, предназначен забалансовый счет 40.
Изменения в Инструкции № 157н
Бухгалтерская (финансовая) отчетность может быть признана достоверной и при наличии ошибок и (или) искажений. Такое положение сформулировано в новом абзаце п. 3 Инструкции № 157н. Однако допущенные неточности не должны влиять на выводы пользователей информации:
- на экономическое решение учредителей учреждения и других заинтересованных лиц, принимаемое на основании показателей отчетности;
- оценку исполнения условий получения субсидий бюджетными (автономными) учреждениями, условий получения бюджетных кредитов, межбюджетных трансфертов, исполнения иных бюджетных ограничений.
Минфин России в письме от 07.09.2017 № 02-06-10/57741 привел пример несущественной ошибки – неправильное определение аналитического учета объектов имущества (машины, оборудование, прочие основные средства), если это не повлекло искажения сумм начисленной амортизации (налога на имущество организаций).
Существенной ошибкой считается, к примеру, отражение на балансовых счетах информации об объекте недвижимости, созданном учреждением и фактически находящемся в его пользовании (содержании), но не закрепленном за ним на праве оперативного управления (не оформлена государственная регистрация права). Это не соответствует правилам бухгалтерского учета, создает некорректное увеличение объема основных средств, а также расходов по уплате налога на имущество организаций, влияет на объем финансового обеспечения и финансовый результат деятельности учреждения.
Термины "недостоверная отчетность", "существенная ошибка (искажение), влияющая на достоверность отчетности" зависят от фактических обстоятельств дела и применяются с учетом их толкования в правоприменительной практике.
В пункте 3 Инструкции № 157н также сформулирован принцип осмотрительности. Он означает, что учреждение в приоритетном порядке признает в бухгалтерском учете расходы и обязательства, а уже потом возможные доходы и активы.
Уточнен пункт 18 Инструкции № 157н, определяющий порядок исправления ошибок в бухгалтерском учете. В прежней формулировке он ставился в зависимость от даты представления отчетности, теперь – от даты ее принятия, т.е. завершения камеральной проверки пользователем отчетности с положительным результатом. Это изменение согласуется с положениями инструкций о порядке составления отчетности, утв. приказами Минфина России от 28.12.2010 № 191н, от 25.03.2011 № 33н.
Если представленная отчетность не соответствует требованиям по ее составлению, она направляется на доработку. Учреждение обязано в течение установленного срока предпринять меры для устранения недостатков. Исправление ошибок отражается последним днем отчетного периода.
Если отчетность уже принята, возможны два варианта исправления ошибок:
- датой обнаружения ошибки;
- последним днем отчетного периода как событие после отчетной даты – по решению субъекта бюджетной отчетности, ответственного за формирование сводной и (или) консолидированной бюджетной отчетности.
Бухгалтерская справка (ф. 0504833), которой оформляются исправительные записи, помимо прочих реквизитов должна содержать период, в котором была выявлена ошибка. Исправление ошибок прошлых лет следует отражать в учете и отчетности обособленно.
Инструкция № 157н дополнена пунктом 23.1. Он посвящен особенностям бюджетного учета драгоценных металлов и камней, ювелирных и иных изделий из драгоценных металлов и камней, которые составляют Госфонд России (Госфонд субъекта РФ). Положения о порядке переоценки активов в ценностях Госфонда России внесены в п. 28 Инструкции № 157н.
В пункте 27 уточнено, что фактические вложения в объект нефинансовых активов в объеме затрат на его модернизацию, дооборудование, реконструкцию передаются балансодержателю объекта на основании Извещения (ф. 0504805) с приложением документов, подтверждающих объем произведенных капитальных вложений по завершенным работам (этапам работ).
В пункт 130 Инструкции № 157н внесено уточнение, что счет 106 01 применяют также органы власти, которые осуществляют полномочия собственника имущества государственной (муниципальной) казны, для формирования вложений в объекты, в т.ч. ценности Госфонда России, Госфонда субъекта РФ.
Согласно абз. 2 п. 145 Инструкции № 157н в новой редакции порядок ведения аналитического учета по объектам в составе имущества казны устанавливается документом учетной политики органа, выполняющего полномочия и функции собственника в отношении имущества публично-правового образования. Ранее предполагалось, что такой порядок должен определять финорган.
Формулировка пункта 310 Инструкции № 157н уточнена в части формирования операций по санкционированию отложенных обязательств в текущем финансовом году. Сказано, что при этом должны учитываться отложенные и неисполненные обязательства прошлых лет. Ранее положение этого пункта распространялось только на принимаемые и принятые обязательства.
Показатели по санкционированию, сформированные в отчетном финансовом году за первый, второй годы, следующие за текущим (очередным) финансовым годом, подлежат переносу на аналитические счета санкционирования расходов не только в части остатков, но и оборотов. Дополнение внесено в п. 311 Инструкции № 157н.
Забалансовый счет 19 "Невыясненные поступления бюджета прошлых лет" могут вести не только финансовые органы, но и учреждения, если на них возложены полномочия главного администратора (администратора) доходов по таким поступлениям. Соответствующие изменения внесены в п. 369 Инструкции № 157н.