Комментарии законодательства

Новое в учете казенных учреждений: что изменилось в Инструкции № 162н

Документ

Приказ Минфина России от 16.11.2016 № 209н

Комментарий

Приказом Минфина России от 16.11.2016 № 209н (далее – Приказ № 209н) внесены изменения во все инструкции по бухгалтерскому учету и отчетности для учреждений госсектора, а также уточнен порядок заполнения отдельных форм первичных учетных документов и регистров.

Приказ № 209н применяется при формировании показателей бюджетного учета и отчетности за 2016 г. Исключение составляют отдельные положения, которые необходимо принимать во внимание при утверждении учетной политики с 2017 г.

Приказы обратной силы не имеют, поэтому все операции и первичные документы, которые были оформлены с начала года, в связи с внесением изменений переделывать не нужно. В то же время если для формирования показателей годовой отчетности необходимо получить новые данные по счетам, операции отражаются в конце года общей суммой.

Проанализируем новшества, которые касаются казенных учреждений. Рассмотрим, что изменилось в инструкциях, утв. приказами Минфина России от 06.12.2010 № 162н и от 28.12.2010 № 191н (далее – Инструкция № 162н, Инструкция № 191н).

План счетов

Раздел 4 Плана счетов дополнен счетом 0 401 10 174 "Выпадающие доходы". Таким образом, План счетов приведен в соответствие с Указаниями, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н. Еще в середине 2016 г. коды КОСГУ были дополнены подстатьей 174 "Выпадающие доходы" (приказ Минфина России от 20.06.2016 № 89н).

По подстатье 174 КОСГУ отражается финансовый результат от уменьшения (списания) суммы начисленных доходов в соответствии с законодательством. Например, постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 № 190 в 2016 г. заказчикам разрешалось списывать начисленные суммы неустоек (штрафов, пеней), если соблюдались определенные условия.

Для отражения кассовых поступлений и выбытий подстатья 174 КОСГУ не применяется. Иными словами, код 174 используется только для определения финансового результата от указанных операций в целях бюджетного учета:

Дебет КДБ 1 401 10 174 Кредит КДБ 1 205 ХХ 660, КДБ 1 209 ХХ 660 – уменьшены суммы начисленных доходов (в т.ч. денежных взысканий – штрафов, пеней, неустоек) при принятии решения в соответствии с законодательством о предоставлении скидок (льгот), списании (п. 120 Инструкции № 162н в новой редакции). Исключение составляет списание нереальной к взысканию задолженности.

В Отчете о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121) данные по счету 1 401 10 174 отдельно не показываются. Вместе с тем они формируют итоговый результат по строке 090 (п. 96 Инструкции № 191н в новой редакции).

Для приведения в соответствие с Единым планом счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, план счетов бюджетного учета дополнен забалансовыми счетами 40 "Активы в управляющих компаниях", 42 "Бюджетные инвестиции, реализуемые организациями" (об изменениях, внесенных в Инструкцию № 157н, читайте здесь).

Приказом № 209н скорректированы правила формирования номеров счетов аналитического учета (п. 2 Инструкции № 162н). Они обобщены в таблице.

 

Код синтетического счета объекта учета Разряды номера счета Примечание
1 – 4 5 – 14 15 – 17 24 – 26
101 00, 102 00, 103 00, 104 00, 105 00, 108 00 КРБ нули нули КОСГУ Аналогичная структура у корреспондирующих счетов 1 401 20 240, 1 401 20 250, 1 401 20 270, 1 304 04 000.
Иное может быть предусмотрено целевым назначением имущества и (или) средств, являющихся источником финансового обеспечения приобретаемого имущества
106 00, 107 00, 109 00 КРБ КРБ КРБ КОСГУ
201 00 КИФ КИФ нули КОСГУ Исключение – счет 201 35
201 35 КРБ нули нули КОСГУ Аналогичная структура у корреспондирующих счетов 1 401 20 240, 1 401 20 250, 1 401 20 270, 1 304 04 000.
Иное может быть предусмотрено целевым назначением имущества и (или) средств, являющихся источником финансового обеспечения приобретаемого имущества
204 00 нули нули нули КОСГУ Аналогичная структура номера счета у корреспондирующего счета 1 401 20 241.
Иное может быть предусмотрено целевым назначением активов
207 00 КИФ КИФ 640 КОСГУ По счетам аналитического учета счета 1 207 00 000 в сумме основного долга по кредитам, займам (ссудам)
301 00 КИФ КИФ 810, 820 КОСГУ По счетам аналитического учета счета 1 301 00 000 в сумме основного долга по кредитам, займам (ссудам)
304 01 нули нули нули КОСГУ
304 04 КРБ КРБ КРБ КОСГУ При отражении операций по централизованному снабжению
401 30 нули нули нули нули
401 60 КРБ нули КРБ КОСГУ Аналогичная структура номера счета у корреспондирующих счетов 1 401 20 000.
Иное может быть предусмотрено целевым назначением обязательств

 

Новшества применяются в учетных регистрах 2016 г. и при составлении отчетности за 2016 г.

По общему правилу при завершении текущего финансового года обороты по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств, в регистры бухгалтерского учета очередного финансового года не переходят. Однако теперь в п. 2 Инструкции № 162н сделана оговорка, что иное может быть предусмотрено целевым назначением выделенных средств.

Для получения дополнительной информации учреждение вправе указывать в разрядах 1 – 17 номеров счетов, в которых Инструкцией № 162н предусмотрены нули, коды бюджетной классификации. Решение о необходимости аналитического учета принимает главный администратор бюджетных средств, финансовый орган, учреждение. Порядок применения дополнительных кодов закрепляется в учетной политике.

Приказом № 209н также были внесены поправки в порядок включения кода бюджетной классификации при формировании номера счета бюджетного учета (приложение 2 к Инструкции № 162н):

 

Счет бюджетного учета Аналитический код по БК (разряды 1 – 17 номера счета)
номер наименование старая редакция Инструкции № 162н новая редакция Инструкции № 162н
1 104 51 000 Амортизация недвижимого имущества в составе имущества казны гКБК КРБ
1 104 58 000 Амортизация движимого имущества в составе имущества казны гКБК КРБ
1 104 59 000 Амортизация нематериальных активов в составе имущества казны гКБК КРБ
1 108 51 000 Недвижимое имущество, составляющее казну гКБК КРБ
1 108 52 000 Движимое имущество, составляющее казну гКБК КРБ
1 108 53 000 Драгоценные металлы и драгоценные камни гКБК КРБ
1 108 54 000 Нематериальные активы, составляющие казну гКБК КРБ
1 108 55 000 Непроизведенные активы, составляющие казну гКБК КРБ
1 108 56 000 Материальные запасы, составляющие казну гКБК КРБ
1 204 31 000 Акции КРБ КРБ
КИФ
1 209 30 000 Расчеты по компенсации затрат гКБК КРБ
КДБ
1 209 40 000 Расчеты по суммам принудительного изъятия гКБК КДБ
1 209 71 000 Расчеты по ущербу основным средствам (в части ювелирных изделий) КДБ КИФ
1 210 05 000 Расчеты с прочими дебиторами КДБ КДБ
КИФ
КРБ
1 210 13 000 Расчеты по НДС по авансам уплаченным КРБ
1 301 01 000 Расчеты с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по привлеченным бюджетным кредитам КИФ КИФ
КРБ (в части процентов, штрафов и пеней)
1 301 02 000 Расчеты с кредиторами по государственным (муниципальным) ценным бумагам КИФ КИФ
КРБ (в части процентов, штрафов и пеней)
1 301 03 000 Расчеты с иными кредиторами по государственному (муниципальному) долгу КИФ КИФ
КРБ (в части процентов, штрафов и пеней)
1 304 06 000 Расчеты с прочими кредиторами КРБ КРБ
КДБ
КИФ

 

При использовании приложения 2 к Инструкции № 162н нужно не забывать о требованиях п. 2 Инструкции № 162н. Например, в разрядах 1 – 17 номеров счетов учета имущества казны указывается только код подраздела, остальные – нули.

Основные средства

При отражении в учете перемещения объектов основных средств между группами и (или) видами имущества в учреждении в разрядах 24 – 26 номера счета аналитического учета счета 0 101 00 000 по дебету и кредиту указывается код 310 КОСГУ. Такое уточнение внесено в п. 7 Инструкции № 162н.

Перемещение должно быть обусловлено изменениями характеристик объекта. Примерами могут служить перевод помещения из жилого в нежилое по решению уполномоченного органа власти, перевод объекта из особо ценного в состав иного движимого имущества или наоборот.

Корреспонденции счетов в этом случае выглядят следующим образом:

 

№ п/п Содержание операции Корреспонденция счетов
дебет счета кредит счета
1 Отражено выбытие объекта основных средств из группы и (или) вида имущества по первоначальной стоимости КДБ 1 401 10 172 КРБ 1 101 ХХ 310
2 Списана амортизация, начисленная на объект основных средств КРБ 1 104 ХХ 410 КДБ 1 401 10 172
3 Принято на учет основное средство в состав соответствующей группы (вида) имущества КРБ 1 101 ХХ 310 КДБ 1 401 10 172
4 Принята к учету ранее начисленная по объекту амортизация КДБ 1 401 10 172 КРБ 1 104 ХХ 410

 

Обратите внимание, приведенные корреспонденции не предназначены для исправления ошибок, допущенных ранее в учете, например, когда имущество было отнесено к материальным запасам, но по своим критериям является основным средством.

В случае разукомплектации или частичной ликвидации основного средства его стоимость списывается с учета – в разрядах 24 – 26 номера счета аналитического учета счета 0 101 00 000 указывается код 410 КОСГУ (п. 10 Инструкции № 162н в новой редакции):

 

№ п/п Содержание операции Корреспонденция счетов
дебет счета кредит счета
1 Списана первоначальная стоимость основного средства в случае его разукомплектации КДБ 1 401 10 172 КРБ 1 101 ХХ 410
2 Списана начисленная амортизация при разукомплектации объекта основных средств КРБ 1 104 ХХ 410 КДБ 1 401 10 172
3 Принято на учет основное средство, полученное в результате разукомплектации КРБ 1 101 ХХ 310 КДБ 1 401 10 172
4 Принята к учету амортизация по объекту, полученному в результате разукомплектации КДБ 1 401 10 172 КРБ 1 104 ХХ 410
5 Списана остаточная стоимость части основного средства, подлежащая ликвидации КДБ 1 401 10 172 КРБ 1 101 ХХ 410
6 Списана амортизация ликвидируемой части основного средства КРБ 1 104 ХХ 410 КРБ 1 101 ХХ 410

 

Амортизация, ранее начисленная по разукомплектованному имуществу, распределяется между вновь принимаемыми к учету объектами. Решение о таком распределении принимает комиссия по поступлению и выбытию активов. Метод распределения устанавливается в учетной политике.

Материальные запасы, полученные в результате разукомплектации объектов нефинансовых активов, также следует принимать к учету в корреспонденции со счетом 1 401 10 172, а не 1 401 10 180, как было ранее. Соответствующие изменения внесены в п. 23 Инструкции № 162н.

Непроизведенные активы

Пункты 16, 38 Инструкции № 162н дополнены корреспонденцией счетов, которую нужно сделать при изменении стоимости земельных участков в связи с изменением их кадастровой стоимости. Увеличение балансовой стоимости отражается по дебету счета 1 103 11 330 (1 108 55 330) и кредиту счета 1 401 10 180 в положительном значении, уменьшение балансовой стоимости – этой же записью со знаком "минус".

Тем самым в текст Инструкции № 162н внесены разъяснения, которые ранее доводились письмами (п. 2.2 письма Минфина России от 19.12.2014 № 02-07-07/66918, п. 1.1.2 письма Минфина России № 02-07-07/77754 и Федерального казначейства № 07-04-05/02-919 от 30.12.2015, п. 1 письма Минфина России от 19.01.2016 № 02-07-10/1601).

Финансовые активы

Пункт 76 Инструкции № 162н дополнен новым абзацем. Передача объектов нефинансовых (финансовых) активов управляющим компаниям в доверительное управление отражается по дебету счета 1 204 51 550 "Увеличение стоимости активов в управляющих компаниях" и кредиту счета 1 215 51 650 "Уменьшение вложений в управляющие компании". Одновременно информация об активах в доверительном управлении показывается на соответствующих счетах аналитического учета забалансового счета 40.

Расчеты по доходам

Доходы от возврата остатков субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения заданий (если задания не были выполнены в полном объеме) отражаются по дебету счета 1 205 30 560 и кредиту счета 1 401 10 130 (п. 78 Инструкции № 162н в новой редакции). Ранее такого уточнения Инструкция № 162н не содержала, разъяснения по этому вопросу были доведены письмом Минфина России от 29.04.2016 № 02-05-11/25399.

Суммы задолженности по компенсации расходов учреждения в связи с реализацией требований законодательства отражаются по дебету счета 1 209 30 560 "Расчеты по компенсации затрат" и кредиту счета 1 401 10 130 "Доходы от оказания платных услуг" (п. 86 Инструкции № 162н в новой редакции). Обратите внимание, согласно изменениям, внесенным в приложение 2 к Инструкции № 162н, в разрядах 1 – 17 номера счета 1 209 30 000 в таких случаях указывается код КРБ.

Если контрагент не вернул аванс, а контракт (соглашение) с ним расторгнут, суммы финансовых требований по компенсации затрат государства к получателю авансовых платежей должны быть переведены в дебет счета 1 209 30 560 в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счетов 1 206 00 660, 1 208 00 660.

Расчеты по НДС

Счет 210 10 "Расчеты по налоговым вычетам по НДС" дополнен новым счетом аналитического учета 210 13 "Расчеты по НДС по авансам уплаченным". Дело в том, что в соответствии с п. 12 ст. 171 НК РФ у налогоплательщика, перечислившего аванс, предъявленные продавцом суммы НДС подлежат вычетам. В дальнейшем на момент отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) покупатель обязан восстановить в бюджет НДС, принятый к вычету с предоплаты (пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ).

До внесения изменений в Инструкции № 162н отсутствовал счет для учета сумм НДС по перечисленным авансам. Теперь этот пробел устранен. С 2016 года для этих целей применяется счет 210 13. Инструкцией № 162н предусмотрены следующие записи:

Дебет КДБ 1 303 04 830 Кредит КРБ 1 210 13 660 – принят к вычету НДС по авансу, перечисленному поставщику (исполнителю, подрядчику);

Дебет КРБ 1 210 13 560 Кредит КРБ 1 210 12 660 – зачтена сумма НДС, принятая к вычету по авансам, перечисленным в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Бюджетные инвестиции

При предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, которые не являются государственными или муниципальными учреждениями (унитарными предприятиями), одновременно с записями по выбытию активов с балансовых счетов сумму вложений нужно отразить на новом забалансовом счете 42. Соответствующие изменения внесены в пп. 98, 102 Инструкции № 162н.

Счет 42 применяют финансовые органы и органы по управлению имуществом, которые отражают расходы на предоставление бюджетных инвестиций по элементам видов расходов подгруппы 450 "Бюджетные инвестиции иным юридическим лицам".

Финансовый результат

В пункты 120, 121 Инструкции № 162н внесены уточнения в части применения счетов 1 401 10 151 – 1 401 10 153, 1 401 20 251 – 1 401 20 253, 1 401 10 180, 1 401 20 241:

Санкционирование расходов

В новой редакции Инструкции № 162н уточнены корреспонденции счетов для учета отложенных обязательств:

 

№ п/п Содержание операции Корреспонденция счетов Пункт Инструкции № 162н
дебет счета кредит счета
1 Приняты обязательства, величина которых определена условно (расчетно) и (или) по которым не определен период их исполнения КРБ 1 501 93 000
(КРБ 1 503 93 000)
КРБ 1 502 99 ХХХ 141.2
2 Приняты бюджетные обязательства за счет ранее сформированных отложенных обязательств при определении размера обязательств и соответствующего финансового периода КРБ 1 502 99 ХХХ КРБ 1 502 Х1 ХХХ 140, 141.2
3 Скорректирована сумма отложенных обязательств при принятии бюджетных обязательств за счет ранее сформированных резервов КРБ 1 501 Х3 000
(КРБ 1 503 Х3 000)
КРБ 1 501 93 000
(КРБ 1 503 93 000)
134, 145

 

Кроме того, пункты 134, 145 Инструкции № 162н дополнены корреспонденциями счетов по отражению суммы экономии, полученной при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с использованием конкурентных способов.

Бюджетная отчетность

В пункте 10 Инструкции № 191н установлен срок, в течение которого учредитель должен уведомить учреждение о результатах камеральной проверки бюджетной отчетности. Он составляет один рабочий день.

При получении Уведомления о несоответствии бюджетной отчетности требованиям по составлению учреждение обязано в течение срока, установленного пользователем отчетности, предпринять необходимые меры для приведения отчетности в соответствие с требованиями.

Вносить изменения в ранее принятую бюджетную отчетность учреждение может только после согласования с пользователем бюджетной отчетности (учредителем).

Уточнен порядок заполнения Справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (далее – Справка в составе Баланса) в части сведений по забалансовым счетам 17 "Поступления денежных средств", 18 "Выбытия денежных средств" (п. 20 Инструкции № 191н):

Кроме того, Справка в составе Баланса дополнена строками для отражения данных по забалансовым счетам 40, 42 (строки 300, 310).

Уточнено, что Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) составляется при реорганизации получателей бюджетных средств, упразднении государственного органа, органа местного самоуправления (п. 23 Инструкции № 191н). Также перечислены счета бюджетного учета, по которым в этом случае составляется Справка (ф. 0503125).

В пунктах 149, 150 Инструкции № 191н уточнен порядок формирования показателей поступлений и выбытий в графе 4 Отчета (ф. 0503123) в части возвратов остатков дебиторской задолженности, субсидий, трансфертов прошлых лет.

Корректировки также внесены в порядок заполнения Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169). В графе 1 разд. 1 указываются номера аналитических счетов, по которым на начало, на конец отчетного периода, на конец аналогичного периода прошлого финансового года отражены остатки и (или) обороты по увеличению (уменьшению) задолженности в отчетном периоде.

Дебиторская и кредиторская задолженность, которая числится на счетах бюджетного учета, отражается в Сведениях (ф. 0503169) по следующим правилам:

 

Номер счета бюджетного учета Дебиторская задолженность Кредиторская задолженность
0 205 00 000 "Расчеты по доходам" + +
0 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам" +  
0 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами" + +
0 209 00 000 "Расчеты по ущербу и иным доходам" + +
0 303 00 000 "Расчеты по платежам в бюджеты" + +
0 302 00 000 "Расчеты по принятым обязательствам"   +
0 304 02 000 "Расчеты с депонентами"   +
0 304 03 000 "Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда"   +
0 304 06 000 "Расчеты с прочими кредиторами"   +

 

Показатели по счету 1 304 06 000 в Сведениях (ф. 0503169) по итогам финансового года отражаются после проведенных при завершении финансового года заключительных оборотов по счетам бюджетного учета.

Инструкция № 191н была дополнена новыми разделами:

Установлено, что получатели средств федерального бюджета представляют отчетность в вышестоящее учреждение средствами подсистемы "Учет и отчетность" государственной интегрированной информационной системы управления государственными финансами "Электронный бюджет". Определены также сроки представления отчетности.