Комментарии законодательства

Налоговый мониторинг и другие изменения НК РФ

Дата публикации

Документ

Федеральный закон от 03.07.2016 № 240-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации"

Комментарий

Очередные изменения в часть первую НК РФ внесены Федеральным законом от 03.07.2016 № 240-ФЗ (далее – Закон № 240-ФЗ), который вступает в силу 03.08.2016.

Налоговый мониторинг

Налоговый мониторинг – это способ расширенного информационного взаимодействия, при котором организация, удовлетворяющая условиям п. 3 ст. 105.26 НК РФ, предоставляет налоговой инспекции доступ в режиме реального времени к данным бухгалтерского и налогового учета (п. 6 ст. 105.26 НК РФ). В общем случае это освобождает организацию от проведения камеральных и выездных налоговых проверок (п. 1.1 ст. 88 НК РФ, п. 5.1 ст. 89 НК РФ, письмо ФНС России от 17.12.2014 № ЕД-4-2/26194).

По общему правилу к предметам налогового мониторинга относятся:

С 03.08.2016 к этому списку добавятся страховые взносы и удержание налогов в качестве налогового агента (п. 1 ст. 105.26 в ред. Закона № 240-ФЗ).

Одним из условий, дающих право на проведение в отношении организации налогового мониторинга, является общая сумма уплаченных налогов. Так, общая сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и НДПИ, подлежащих уплате в бюджет за предшествующий год, должна составлять не менее 300 млн рублей (п. 3 ст. 105.26 НК РФ).

В Законе № 240-ФЗ говорится, что организации при расчете данного показателя необходимо учитывать суммы налогов, перечисляемых в бюджет в качестве налогоплательщика и налогового агента.

Как известно, организация, удовлетворяющая условиям п. 3 ст. 105.26 НК РФ, вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга. В настоящее время вместе с заявлением необходимо представить регламент информационного взаимодействия с инспекцией (п. 2 ст. 105.27 НК РФ).

Если в представленном регламенте информационного взаимодействия необходимая информация указана не полностью, налоговый орган не позднее одного месяца со дня получения заявления о проведении налогового мониторинга сообщает об этом организации с требованием представить в течение 10 дней необходимые пояснения (дополнительные документы, информацию) и (или) внести соответствующие изменения (дополнения) в регламент информационного взаимодействия. Такая возможность появится у проверяющих 03.08.2016 (пп. "б" п. 9 ст. 1 Закона № 240-ФЗ).

Кроме того, с 03.08.2016 Закон № 240-ФЗ обязывает организацию представлять в составе регламента информационного взаимодействия документы по системе внутреннего контроля. До указанной даты наличие такой системы не было обязательным.

Под системой внутреннего контроля за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов понимается совокупность организационной структуры, методик и процедур, утвержденных организацией для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации при исчислении (удержании) налогов, сборов, страховых взносов, полноты и своевременности их уплаты (перечисления), а также для своевременной подготовки бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности организации.

Система внутреннего контроля, применяемая организацией, должна соответствовать требованиям к организации системы внутреннего контроля, установленным ФНС России (пп. "г" п. 8 ст. 1 Закона № 240-ФЗ).

Несоответствие применяемой организацией системы внутреннего контроля требованиям может служить причиной отказа в проведении налогового мониторинга (пп. "б" п. 9 ст. 1 Закона № 240-ФЗ).

Истребование документов

В ходе налоговой проверки инспекция вправе истребовать у проверяемого лица необходимые документы (п. 1 ст. 93 НК РФ).

Документы следует представить в течение 10 дней (20 дней – при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков) со дня получения соответствующего требования (п. 3 ст. 93 НК РФ).

Если у налогоплательщика такая возможность отсутствует, то в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, ему следует письменно уведомить об этом инспекцию (п. 3 ст. 93 НК РФ).

Законом № 240-ФЗ установлено, что с 03.08.2016 уведомление может быть передано в налоговый орган проверяемым лицом лично или через представителя либо передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, или через личный кабинет налогоплательщика. При этом лица, которые не обязаны представлять налоговую декларацию в электронной форме, вправе направить указанное уведомление по почте заказным письмом. Форма и формат указанного уведомления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика утверждаются ФНС России (п. 6 ст. 1 Закона № 240-ФЗ).

Что касается лиц, у которых контролеры истребуют документы (информацию) о третьих лицах в порядке ст. 93.1 НК РФ, то в случае невозможности представления их в пятидневный срок налогоплательщик вправе представить соответствующее уведомление. На основании данного уведомления инспекция вправе продлить срок представления документов (информации). Данная поправка действует с 03.08.2016 (пп. "а" п. 6 ст. 1 Закона № 240-ФЗ). До внесения изменений в абз. 2 п. 5 ст. 93.1 НК РФ указанный выше срок продлевался по ходатайству лица, у которого истребованы документы.

Отметим, что с 03.08.2016 упомянутое уведомление представляется в порядке, который обозначен в п. 3 ст. 93 НК РФ. Следовательно, это можно сделать лично или через представителя либо в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, или через личный кабинет налогоплательщика.

Налоги физических лиц

В настоящее время физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, должны сообщать в инспекцию по месту жительства о наличии у них подлежащих налогообложению (п. 2.1 ст. 23 НК РФ):

Это необходимо сделать, если физическое лицо не получило налоговые уведомления и не уплатило налоги по указанным объектам за период владения ими.

Со вступлением в силу Закона № 240-ФЗ физические лица смогут подавать сведения об объектах налогообложения (недвижимости и транспортных средствах) в любую налоговую инспекцию по своему выбору (п. 1 ст. 1 Закона № 240-ФЗ).

По замыслу законодателя данная мера должна упростить исполнение налогоплательщиками-физлицами возложенных на них обязанностей.