Документ
Федеральный закон от 03.07.2016 № 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Комментарий
Комментируемый закон внес существенные изменения в правила применения контрольно-кассовой техники (ККТ) при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт (электронных средств платежа), установленные Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее – Закон № 54-ФЗ). Большинство поправок вступили в силу 15.07.2016.
Бланки строгой отчетности формируются с помощью ККТ
В ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ (в ред. Закона № 290-ФЗ) теперь есть определение бланка строгой отчетности (БСО). Под ним понимается первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением автоматизированной системы для бланков строгой отчетности. Указанная автоматизированная система признается контрольно-кассовой техникой.
Таким образом, использовать БСО можно только с помощью специальной ККТ, причем автоматизированные системы для БСО применяются исключительно для осуществления расчетов при оказании услуг (абз. 3 п. 1 ст. 4.3 Закона № 54-ФЗ в ред. Закона № 290-ФЗ).
Ранее обязательное применение какой-либо автоматизированной системы или ККТ для БСО не требовалось. Данные бланки применялись в порядке, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359, при оказании организациями и предпринимателями услуг населению (ст. 2 Закона № 54-ФЗ в предыдущей редакции). При этом данный порядок указанным лицам разрешено сохранить до 1 июля 2018 года (п. 8 ст. 7 Закона № 290-ФЗ). После этой даты необходимо руководствоваться нормами Закона № 54-ФЗ в ред. Закона № 290-ФЗ.
Электронный чек и бланк строгой отчетности
Новая редакция Закона № 54-ФЗ предусматривает обязанность продавца формировать кассовый чек (бланк строгой отчетности) в бумажном и (или) в электронном виде. Для этого покупателю до момента расчета необходимо представить продавцу абонентский номер либо адрес электронной почты.
Кассовый чек (бланк строгой отчетности), полученный покупателем (клиентом) в электронной форме и распечатанный на бумажном носителе, приравнивается к кассовому чеку (бланку строгой отчетности), отпечатанному с помощью ККТ. Главное, чтобы сведения, указанные в нем, были идентичны сведениям в кассовом чеке (бланке строгой отчетности) в электронной форме, направленном покупателю (клиенту) в электронной форме кассовому чеку (бланку строгой отчетности).
Такие же изменения коснулись расчетов через Интернет. Продавец и в этом случае должен сформировать кассовый чек (бланк строгой отчетности) в электронном виде. Однако печатать его на бумажном носителе продавец не обязан (п. 4 ст. 1 Закона № 290-ФЗ).
Данные из ККТ необходимо передать в ИФНС
Установлено, что продавец в момент проведения расчета с покупателем должен обеспечить передачу всех фискальных данных (в виде фискальных документов), сформированных с применением ККТ, в налоговые органы. Для этого следует использовать специальные ККТ. В частности, такие устройства должны (п.п. 4, 8 ст. 1 Закона № 290-ФЗ):
- обеспечивать формирование фискальных документов (кассовых чеков, БСО и иных документов) в электронной форме;
- обеспечивать возможность передачи фискальных документов любому оператору фискальных данных;
- обеспечивать печать фискальных документов.
Передавать фискальные данные в инспекцию продавцу необходимо через оператора фискальных данных, который должен соответствовать установленным законом требованиям. Поэтому продавцу придется заключить с ним специальный договор (п.п. 12 - 14 ст. 1 Закона № 290-ФЗ).
Как указано в Законе № 290-ФЗ, организации и предприниматели вправе до 1 февраля 2017 года осуществлять регистрацию ККТ в прежнем порядке. При этом ККТ, зарегистрированная в инспекции до 1 февраля 2017 года, применяется, перерегистрируется и снимается с учета в прежнем порядке до 1 июля 2017 года (п. 3 ст. 7 Закона № 290-ФЗ).
Что касается налогоплательщиков, обратившихся с 1 февраля 2017 года в инспекцию с заявлением о регистрации (перерегистрации) ККТ, то они обязаны заключить договор с оператором фискальных данных и передавать фискальные данные в налоговую инспекцию в электронной форме. Регистрация (перерегистрация) ККТ, которая не обеспечивает передачу оператору фискальных данных электронного кассового чека (бланка строгой отчетности), с 1 февраля 2017 года не допускается (п.п. 4, 6 ст. 7 Закона № 290-ФЗ).
При этом налогоплательщик с 15 июля 2016 года до 1 февраля 2017 года может применять новую ККТ добровольно (п. 5 ст. 7 Закона № 290-ФЗ).
Поправки к Закону № 54-ФЗ не затронули продавцов, которые осуществляют деятельность в местности, отдаленной от сетей связи и поименованной в специальном перечне субъекта РФ. В подобных местах продавец по-прежнему может ограничиться формированием чека на бумажном носителе и не заключать договор с оператором фискальных данных (п. 4 ст. 1 Закона № 290-ФЗ).
Кто должен применять ККТ
Как и прежде, ККТ должны применять все организации и предприниматели (за некоторым исключением) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа (ст. 1.1, 1.2 Закона № 54-ФЗ в ред. Закона № 290-ФЗ).
Новая редакция ст. 2 Закона № 54-ФЗ (в ред. Закона № 290-ФЗ) позволила организациям и предпринимателям с учетом специфики деятельности или особенностей местонахождения производить расчеты без применения ККТ не только при осуществлении определенных видов работ, но и при оказании некоторых услуг. С 15.07.2016, в частности, к ним относятся:
- ремонт и окраска обуви;
- изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;
- присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;
- реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;
- сдача предпринимателем в аренду (наем) жилых помещений, принадлежащих ему на праве собственности.
При этом воспользоваться приведенной льготой не смогут организации и предприниматели, которые применяют для осуществления расчетов автоматическое устройство для расчетов, а также осуществляют торговлю подакцизными товарами (п. 8 ст. 2 Закона № 54-ФЗ в новой редакции). Под автоматическим устройством понимается устройство для осуществления расчета с покупателем (клиентом) в автоматическом режиме с применением ККТ без участия уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя (п. 3 ст. 1 Закона № 290-ФЗ).
Также можно не применять ККТ при осуществлении расчетов с использованием электронного средства платежа без его предъявления между организациями и (или) предпринимателями (п. 9 ст. 2 Закона № 54-ФЗ в ред. Закона № 290-ФЗ).
Стоит отметить, что Закон № 290-ФЗ позволяет организациям (предпринимателям), которые в соответствии с Законом 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона 290-ФЗ) вправе не применять ККТ, сохранить такое право до 1 июля 2018 года. Например, это относится к реализации лотерейных билетов.
Аналогичное правило действует для лиц, осуществляющих торговлю с использованием торговых автоматов. Они могут не применять в составе таких автоматов ККТ до 1 июля 2018 года (п. 11 ст. 7 Закона 290-ФЗ).
Плательщики на ЕНВД и ПСН
Отдельно следует остановиться на плательщиках ЕНВД и ПСН. Так, редакция ст. 2 Закона № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона 290-ФЗ) позволяла организациям и предпринимателям, применяющим ЕНВД, а также предпринимателям на ПСН осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
С 15 июля 2016 года данная норма не действует. При этом перечисленные лица могут не применять ККТ (при условии выдачи товарного чека и т.п.) до 1 июля 2018 года (п. 7 ст. 7 Закона № 290-ФЗ).
Сроки перехода на онлайн-кассы
Сроки перехода на онлайн-кассы с функцией передачи данных в налоговые органы через Интернет зависят от применяемого режима налогообложения и вида деятельности.
Особенности перехода приведены в таблице.
Режим налогообложения продавца | Момент перехода на "онлайн-кассы" | Особенности |
---|---|---|
Общая система налогообложения | С 1 февраля 2017 года, если регистрируется (перерегистрируется) ККТ (п. 4 ст. 7 Закона № 290-ФЗ) | До 1 февраля 2017 года можно регистрировать ККТ в прежнем порядке (п. 3 ст. 7
Закона № 290-ФЗ) ККТ, зарегистрированная в инспекции до 1 февраля 2017 года, применяется, перерегистрируется и снимается с учета в прежнем порядке до 1 июля 2017 года (п. 3 ст. 7 Закона № 290-ФЗ) Регистрация (перерегистрация) ККТ, которая не обеспечивает передачу оператору фискальных данных электронного кассового чека (бланка строгой отчетности), с 1 февраля 2017 года не допускается (п. 6 ст. 7 Закона № 290-ФЗ) С 15 июля 2016 года до 1 февраля 2017 года можно применять новую ККТ добровольно (п. 3 ст. 7 Закона № 290-ФЗ) |
Упрощенная система налогообложения | С 1 февраля 2017 года, если регистрируется (перерегистрируется) ККТ (п. 4 ст. 7 Закона № 290-ФЗ) | |
ЕНВД | С 1 июля 2018 года (п. 7 ст. 7 Закона № 290-ФЗ) | До 1 июля 2018 года можно не применять ККТ, но при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа) (п. 7 ст. 7 Закона № 290-ФЗ). С 15 июля 2016 года до 1 июля 2018 года можно применять новую ККТ добровольно (п. 3, 7 ст. 7 Закона № 290-ФЗ) |
Патентная система налогообложения | С 1 июля 2018 года (п. 7 ст. 7 Закона № 290-ФЗ) |
Вид деятельности | Момент перехода на "онлайн-кассы" | Особенности |
---|---|---|
Любая торговая деятельность, выполнение работ, оказание услуг | С 1 февраля 2017 года, если регистрируется (перерегистрируется) ККТ (п. 4 ст. 7 Закона № 290-ФЗ) | До 1 февраля 2017 года можно регистрировать ККТ в прежнем порядке (п. 3 ст. 7 Закона
№ 290-ФЗ).
С 15 июля 2016 года до 1 февраля 2017 года можно применять новую ККТ добровольно
(п. 3 ст. 7 Закона № 290-ФЗ) Если продавец осуществляет деятельность в местности, отдаленной от сетей связи и поименованной в специальном перечне субъекта РФ, то применение "онлайн-кассы" не требуется (п.п. 4, 5 ст. 1 Закона № 290-ФЗ) |
Торговля с помощью торговых автоматов | С 1 июля 2018 года (п. 11 ст. 7 Закона 290-ФЗ) | Можно не применять ККТ в составе торговых автоматов до 1 июля 2018 года (п. 11 ст. 7 Закона 290-ФЗ). С 15 июля 2016 года до 1 июля 2018 года можно применять новую ККТ добровольно (п. 3, 7 ст. 7 Закона № 290-ФЗ) |
Продажа лотерейных билетов | С 1 июля 2018 года (п. 9 ст. 7 Закона № 290-ФЗ) | Можно не применять ККТ до 1 июля 2018 года (п. 9 ст. 7 Закона № 290-ФЗ). С 15 июля 2016 года до 1 июля 2018 года можно применять новую ККТ добровольно (п. 3, 7 ст. 7 Закона № 290-ФЗ) |
Оказание бытовых услуг населению (изготовление мебели, ремонт и техническое обслуживание бытовой техники и т.д.) | С 1 июля 2018 года (п. 8 ст. 7 Закона № 290-ФЗ) | Можно не применять ККТ до 1 июля 2018 года (п. 8 ст. 7 Закона № 290-ФЗ). С 15 июля 2016 года до 1 июля 2018 года можно применять новую ККТ добровольно (п. 3, 7 ст. 7 Закона № 290-ФЗ) |
Ответственность
Законом № 290-ФЗ ужесточена административная ответственность (КоАП РФ). Теперь неприменение ККТ в установленных законом случаях влечет наложение административного штрафа (пп. "а" п. 5 ст. 3 Закона № 290-ФЗ):
- на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 000 рублей;
- для юридических лиц штраф составит от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 30 000 рублей.
Повторное нарушение в случае, если сумма расчетов, осуществленных без применения ККТ, составила (в том числе в совокупности) 1 миллион рублей и более, влечет:
- в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до двух лет;
- в отношении предпринимателей и юридических лиц административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Кроме того, введены и новые меры административной ответственности.
К примеру, использование ККТ, которая не соответствует установленным требованиям либо ее применение связано с нарушением установленных законом порядка регистрации ККТ, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения, влечет (пп. "б" п. 5 ст. 3 Закона № 290-ФЗ):
- предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1500 до 3000 рублей;
- в отношении юридических лиц – предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 5 000 до 10 000 рублей.
Данная норма применяется с 1 февраля 2017 года (п. 15 ст. 7 Закона № 290-ФЗ).
Если продавец при применении ККТ не направил покупателю (клиенту) кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме либо не передал их на бумажном носителе по требованию покупателя, это влечет (пп. "б" п. 5 ст. 3 Закона № 290-ФЗ):
- предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 2000 рублей;
- в отношении юридических лиц – предупреждение или наложение административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Новая редакция КоАП РФ вступает в силу 15 июля 2016 года (п. 1 ст. 7 Закона № 290-ФЗ).