Комментарии законодательства

С 2017 года контролировать уплату страховых взносов вновь будут налоговые органы

Документ

Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование"

Комментарий

НК РФ дополнен новой главой 34 "Страховые взносы". Ее положения вступают в силу с 1 января 2017 года (п. 8 ст. 2, ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ, далее – Закон № 243-ФЗ).

Нововведения означают, что с указанной даты контролировать уплату взносов будут налоговые органы. Рассчитывать и перечислять взносы плательщикам должны по правилам, установленным НК РФ. Это касается взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование (на случай нетрудоспособности и в связи с материнством). Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее – Закон № 212-ФЗ), которым в настоящее время регулируется исчисление данных взносов, со следующего года утрачивает силу.

Следует учитывать, что контроль за уплатой взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний по-прежнему остается за ФСС России (пп. "в" п. 2 ст. 1 Закона № 243-ФЗ).

Сразу отметим, что нормы Закона № 212-ФЗ "перемещены" в новую главу НК РФ практически без изменений. Так, сохранены:

Далее в комментарии перечислим те положения, которые скорректированы или являются новыми для плательщиков.

О том, что обособленное подразделение производит выплаты сотрудникам, необходимо уведомить налоговый орган

Со следующего года организации обязаны уведомлять налоговые инспекции по месту своего нахождения о наделении обособленного подразделения, расположенного на территории РФ, полномочиями по начислению выплат в пользу физлиц. Сделать это необходимо в течение одного месяца с момента передачи подразделению таких полномочий (пп. "б" п. 17 ст. 1 Закона № 243-ФЗ).

Данное требование распространяется на те подразделения, которые будут наделены правом выплачивать вознаграждения работникам после 1 января 2017 года (ч. 2 ст. 5 Закона № 243-ФЗ).

Суточные при командировках не должны облагаться взносами в пределах норм

В НК РФ закреплено положение о том, что при оплате командировочных расходов суточные не облагаются взносами по нормам, установленным для целей НДФЛ (п. 2 ст. 422 НК РФ).

Напомним, что НДФЛ не удерживается с суточных в размере не более (п. 3 ст. 217 НК РФ):

Со следующего года аналогичные правила будут действовать и в отношении страховых взносов.

Такая унификация не в пользу плательщиков взносов, ведь в настоящее время суточные освобождены от обложения взносами в полном объеме (в котором они предусмотрены для командированных работников локальным актом организации), см. ч. 2 ст. 9 Закона № 212-ФЗ.

Установлено дополнительное условие для применения пониженных тарифов взносов "упрощенцами"

Отметим, что перечень плательщиков взносов, которые имеют право на пониженные тарифы, сами тарифы, а также условия их применения не претерпели изменений.

Единственное дополнение касается плательщиков на УСН, основным видом деятельности которых является один из видов, перечисленных на данный момент в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ.

Такие плательщики смогут рассчитывать взносы по пониженным тарифам при условии, что их доходы за налоговый период (календарный год) не превышают 79 млн рублей (п. 2 ст. 427 НК РФ).

Поправками не предусмотрено, что новые положения распространяются на правоотношения истекших периодов. Новая глава НК РФ о страховых взносах начнет действовать с 1 января 2017 года. В связи с этим полагаем, что именно с этой даты следует учитывать величину полученных при УСН доходов для определения правомерности расчета взносов по пониженным тарифам.

Другими словами, даже если по итогам 2016 года доходы превысят упомянутый предел, взносы не придется пересчитывать по общеустановленным тарифам.

Меняются сроки для представления расчета по взносам на пенсионное и медицинское страхование

Отчетность по страховым взносам вне зависимости от формы ее представления (на бумажном носителе или в электронном виде) необходимо подавать в налоговый орган не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным (расчетным) периодом (п. 7 ст. 431 НК РФ).

Сохранено следующее требование: организации, у которых за предшествующий год среднесписочная численность сотрудников превышает 25 человек, обязаны представлять отчетность организации исключительно в электронном виде (п. 10 ст. 431 НК РФ).

Пока не вполне ясно, по какой именно форме необходимо составлять расчет. Она должна быть утверждена ФНС России (п. 4 ст. 31 НК РФ). Возможно, с этой целью будет видоизменен расчет РСВ-1 ПФР.

На данный момент сроки представления расчета РСВ-1 ПФР следующие (п. 1 ч. 9 ст. 15 Закона № 212-ФЗ):

По итогам 2016 года плательщики взносов должны отчитаться по действующим в настоящее время нормам Закона № 212-ФЗ, то есть подать РСВ-1 ПФР в территориальный орган ПФР:

Новыми нормами НК РФ установлено, что если в расчете по взносам данные о совокупной сумме взносов на пенсионное страхование не совпадут с суммой этих взносов, начисленных по каждому физлицу, такой расчет будет считаться непредставленным.

В подобной ситуации налоговый орган направляет плательщику уведомление о выявленном несоответствии показателей. В пятидневный срок со дня его получения плательщик обязан подать скорректированный расчет, при этом датой его представления будет дата первоначальной сдачи отчетности (п. 7 ст. 431 НК РФ).

Налоговые органы и органы ФСС России будут взаимодействовать при проверке отчетности по взносам на ОСС

Взаимодействие контролирующих органов заключается в следующем:

Сумма начисленных взносов на ОСС по-прежнему может уменьшаться на величину выплаченных пособий. Эта информация отражается в расчете по взносам, который будут проверять налоговые органы.

Сведения о расходах, указанных в отчетности, налоговые органы в рамках межведомственного обмена передадут органам ФСС России. На основе полученных данных фонды вправе проводить камеральные и выездные проверки плательщиков (п. 8 ст. 9 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ).

Кроме того, налоговые органы и органы ФСС России смогут проводить совместные проверки плательщиков взносов.

Обратим внимание на следующее: если расходы по выплате пособий превысят сумму взносов, то образовавшаяся разница подлежит (п. 9 ст. 431 НК РФ, п. 8 ст. 9 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ):

Согласно ч. 3 ст. 5 Закона № 243-ФЗ положение о том, что взносы на ОСС уменьшаются на расходы по выплате страхового обеспечения, действует до 31 декабря 2018 года (включительно).

Из этого следует, что с 2019 года взносы необходимо перечислять в той же сумме, в которой они начислены.

Можем предположить, что с указанной даты выплачивать пособия застрахованным физлицам будут напрямую органы ФСС России, а не работодатели (это реализовано сейчас в некоторых регионах, участвующих в "пилотном проекте").

Переходные положения

  1. органы ПФР передадут в налоговые органы сведения об обособленных подразделениях российских организаций, которые по состоянию на 1 января 2017 года зарегистрированы в органах фонда в качестве плательщиков взносов (ч. 1 ст. 4 Закона № 243-ФЗ).

Соответственно, организациям не потребуется сообщать в инспекцию такие данные. Как мы упоминали выше, уведомить налоговый орган следует только об обособленных подразделениях, созданных после 1 января 2017 года.

  1. недоимку по взносам, пени и штрафы за периоды до 1 января 2017 года будут взыскивать налоговые органы по правилам НК РФ.

При невозможности взыскания такой задолженности (например, по причине истечения установленного для взыскания срока), она будет списана с плательщика взносов (ч. 2, 3 ст. 4 Закона № 243-ФЗ).

Помимо нововведений по страховым взносам в НК РФ внесены изменения, которые касаются плательщиков, применяющих УСН, и тех, кто намерен перейти на данный спецрежим.

Увеличен лимит доходов для перехода на УСН и применения УСН

Согласно п. 2 ст. 346.12 НК РФ организация вправе перейти на УСН, если по итогам девяти месяцев года, в котором подается уведомление о таком переходе, ее доходы не превысили 45 млн рублей.

Те организации, которые уже применяют данный спецрежим, также должны соблюдать требование о лимите дохода. Так, если по итогам отчетного или расчетного периода доходы налогоплательщика окажутся более 60 млн рублей, то с начала квартала, в котором допущено такое превышение, право на УСН утрачивается (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Предельные величины доходов необходимо индексировать на коэффициент-дефлятор, ежегодно устанавливаемый на следующий календарный год (абз. 2 п. 2 ст. 346.12, абз. 4 п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Поправки в главу 26.2 НК РФ касаются двух моментов.

Во-первых, повышены упомянутые лимиты доходов (п. 4, 5 ст. 2 Закона № 243-ФЗ):

Во-вторых, приостановлено действие коэффициентов-дефляторов до 1 января 2020 года (ч. 4 ст. 5 Закона № 243-ФЗ). Причем на 2020 год данный коэффициент установлен в размере 1 (ч. 4 ст. 4 Закона № 243-ФЗ).

Поправки вступают в силу 1 января 2017 года.

В связи с этим полагаем, что для перехода на УСН в 2017 году необходимо руководствоваться предельным размером дохода, который с учетом индексации действует в текущем 2016 году. На 2016 год коэффициент-дефлятор установлен в размере 1,329 (приказ Минэкономразвития России от 20.10.2015 № 772). Следовательно, начать применение УСН с 2017 года вправе организации, у которых доход за девять месяцев 2016 года не превысит 59 805 000 рублей (45 000 000 x 1,329), а лимит в размере 90 млн рублей организация должна учитывать при переходе на "упрощенку" с 2018 года.

Что касается дохода, ограничивающего право на применение УСН, то:

Налоговые каникулы для предпринимателей действуют независимо от объекта обложения при УСН

Речь идет о предпринимателях, осуществляющих деятельность в производственной, социальной, научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению. Для них законами субъектов РФ установлена ставка налога в размере 0 процентов (п. 4 ст. 346.20 НК РФ). Подробнее об этом см. материал "Бизнес-справочника: правовые аспекты".

Поправками уточнено, что данную ставку правомерно применять вне зависимости от объекта обложения, выбранного предпринимателем – "доходы" или "доходы минус расходы" (п. 6 ст. 2 Закона № 243-ФЗ).

Минфин России и сейчас указывает, что нет ограничений на применение нулевой ставки в зависимости от объекта обложения (см. письмо от 05.05.2016 № 03-11-11/26185).

Таким образом, указанные поправки не изменяют, а лишь уточняют действующие нормы.