Документ
Федеральный закон от 01.05.2016 № 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и Федеральный закон "О специальной оценке условий труда".
Комментарий
Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее – Закон о спецоценке) дополнен рядом новых положений, касающихся проведения спецоценки рабочих мест. Эти изменения внесены Федеральным законом от 01.05.2016 № 136-ФЗ (далее – Закон № 136-ФЗ) и вступили в силу с 01.05.2016. Специальная оценка условий труда в организации (далее – спецоценка) осуществляется сторонней организацией по заказу работодателя. В ходе спецоценки анализируются условия труда работников на отдельных рабочих местах. Цель спецоценки – выявление вредных и опасных производственных факторов, влияющих на работника (ч. 1 ст. 3 Закона о спецоценке).
Работники могут инициировать выявление вредных факторов на рабочем месте
С 01.05.2016 работники могут обращаться к работодателю с предложениями по выявлению на рабочих местах потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Ранее такого права у работников не было. Соответствующее изменение внесено в п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона о спецоценке.
При этом работодателей обязали сообщать о таких предложениях работников организации, проводящей спецоценку условий труда. Это следует из новой редакции п. 2 ч. 2 ст. 4 Закона о спецоценке (п.п. 1, 2 ст. 2 Закона № 136-ФЗ).
Определен перечень полномочий эксперта, проводящего спецоценку
Статья 10 Закона о спецоценке дополнена частью 8, которая позволяет эксперту, проводящему спецоценку (пп. "б" п. 4 ст. 2 Закона № 136-ФЗ):
- изучать документацию, характеризующую технологический процесс, используемое на рабочем месте производственное оборудование, материалы, сырье;
- изучать документацию, регламентирующую обязанности работника, занятого на конкретном рабочем месте;
- обследовать рабочее место;
- знакомиться с работами, фактически выполняемыми работником;
- проводить иные мероприятия согласно методике проведения спецоценки.
Напомним, что ранее конкретные права эксперта при определении перечня в законе не приводились. Указывалось лишь, что эксперты проводят исследования (испытания) и измерения, по результатам которых дают оценку условиям труда (ч. 3 ст. 12 Закона о спецоценке).
Новая обязанность работодателя уведомлять организацию, проводившую спецоценку об утверждении ее отчета
По общему правилу (ч. 1 и 2 ст. 15 Закона о спецоценке) результатом оценки рабочих мест специализированной организацией является отчет. Этот документ направляется работодателю для подписания и утверждения членами комиссии, создаваемой работодателем.
С 01.05.2016 на работодателя возложена новая обязанность. В течение трех рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении спецоценки условий труда работодатель обязан уведомить об этом организацию, проводившую спецоценку. Направить такое уведомление можно любым доступным способом, позволяющим получить подтверждение такого уведомления адресатом (например, передать с курьером под подпись ответственного лица, направить по почте с уведомлением о вручении и т.д.). Кроме того, необходимо направить в ту же организацию копию отчета о проведении оценки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью. Статья 15 Закона о спецоценке дополнена соответствующим ч. 5.1 (пп. "в" п. 8 ст. 2 Закона № 136-ФЗ).
Изменены сроки проведения внеплановой спецоценки
Ранее действовал единый срок проведения внеплановой спецоценки условий труда – шесть месяцев со дня наступления основания для ее проведения (ч. 2 ст. 17 Закона о спецоценке). С 01.05.2016 это правило изменено. Для отдельных случаев срок проведения внеплановой проверки увеличен до 12 месяцев (пп. "б" п. 9 ст. 2 Закона № 136-ФЗ). К ним относятся:
- ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
- изменение технологического процесса или замена производственного оборудования).
Эта же статья дополнена частью 4, согласно которой если внеплановая спецоценка проводится на основании п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона о спецоценке (то есть на основании предписания инспектора труда), на период до утверждения отчета о ее проведении не допускается ухудшение положения работников на рабочих местах, в отношении которых проводится оценка (пп. "в" п. 9 ст. 2 Закона № 136-ФЗ).
Оснований для проведения внеплановой проверки стало больше
Основания для прекращения действия декларации соответствия условий труда требованиям охраны труда и проведения внеплановой спецоценки перечислены в ч. 5 ст. 11 Закона о спецоценке. Такими основаниями являются:
- несчастный случай на производстве (кроме несчастных случаев, произошедших по вине третьих лиц);
- выявление у работника профессионального заболевания, причиной которого явилось воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов.
С 01.05.2016 поводом для прекращения декларации и проведения внеплановой спецоценки может также стать выявление в ходе проверки трудовой инспекцией нарушений государственных требований охраны труда (пп. "б" п. 5 ст. 2 Закона № 136-ФЗ).
Введены новые условия, при которых внеплановая спецоценка не проводится
Статья 17 Закона о спецоценке дополнена нормой, согласно которой внеплановая спецоценка может не проводиться:
- в случае изменения Ф.И.О. работодателя-ИП;
- реорганизации работодателя-юрлица;
- изменения рабочего места.
Внеплановая спецоценка не проводится, если перечисленные события не создали оснований для внеплановой спецоценки, предусмотренных п. 3 – 5 и 7 ч. 1 ст. 17 Закона о спецоценке (пп. "г" п. 9 ст. 2 Закона № 136-ФЗ). Причем решение о непроведении внеплановой спецоценки должно приниматься комиссией, которую созывает работодатель. Эта норма также вступила в силу с 01.05.2016.
Ранее ст. 17 Закона о спецоценке содержала только перечень оснований и сроков проведения внеплановой спецоценки. Однако Минтруд России в письмах отмечал, что внеплановая проверка не проводится, если происходит реорганизация (письмо от 24.04.2015 № 17-3/В-215), меняются наименование и реквизиты работодателя (письмо от 21.05.2015 № 15-1/ООГ-2852 и др).
Обновлены правила передачи результатов спецоценки в информационную систему
По общему правилу сведения об итогах спецоценки предоставляются в Минтруд России, который является оператором информационной системы учета этих результатов. Предоставляются эти сведения организацией, проводившей спецоценку (ч. 1 ст. 18 Закона о спецоценке). Указанную обязанность необходимо исполнить в течение десяти рабочих дней со дня утверждения отчета о спецоценке (ч. 3 ст. 18 Закона о спецоценке). Порядок подачи таких сведений утвержден приказом Минтруда России от 03.11.2015 № 843н.
Сведения, которые передаются в информационную систему, перечислены в ч. 2 ст. 18 Закона о спецоценке. Одним из таких сведений является класс (подкласс) условий труда на данном рабочем месте и в отношении каждого вредного и (или) опасного производственного фактора. С 01.05.2016 необходимо указывать не только сам класс (подкласс), но и информацию о его снижении (если оно имело место) на основании оценки эффективности средств индивидуальной защиты работников. Кроме того, введен новый вид сведений, которые необходимо передавать в Минтруд. Это сведения о принятии федеральным органом исполнительной власти решения о прекращении действия декларации соответствия условий труда государственным нормативам. Об этом говорится в новом п. "и" ч. 2 ст. 18 Закона о спецоценке (пп. "б" п. 10 ст. 2 Закона № 136-ФЗ).
Как следует из новой редакции ч. 1 ст. 18 Закона о спецоценке, с 01.05.2016 в информационную систему передаются все необходимые сведения, за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну. Ранее такого исключения в законе не было.
Новое в декларировании соответствия условий труда государственным нормативам
По общему правилу, действовавшему до 01.05.2016 (ч. 1 ст. 11 Закона о спецоценке), декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда могла оформляться и подаваться работодателем только в тех случаях, когда опасные факторы на рабочих местах не выявлены. Согласно новому правилу декларация может быть оформлена также в тех случаях, когда условиям труда присвоен класс вредности "оптимальный" или "допустимый" (ч. 1 ст. 3 Закона № 136-ФЗ). Исключение составляют рабочие места, указанные в ч. 6 ст. 10 Закона о спецоценке. В отношении этих рабочих мест идентификация вредных и опасных факторов не осуществляется.
Если на дату 01.05.2016 декларация соответствия уже была оформлена и подана, однако у работодателя есть рабочие места, условия труда на которых признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен подать уточненную декларацию, указав в ней данные рабочие места (ч. 1, 4 ст. 3 Закона № 136-ФЗ).
Форма
декларации и
порядок
ее подачи утверждены приказом Минтруда России
от 07.02.2014
№ 80н (далее – Приказ № 80). На данный момент соответствующие изменения в
приказ не внесены, хотя проект приказа уже подготовлен.
Комментируя данную ситуацию, Минтруд России в письме
от 07.06.2016
№ 15-1/ООГ-2092 рекомендовал подавать декларацию соответствия (в т.ч. и
уточненную) по "оптимальным" и "допустимым" рабочим местам только после внесения
изменений в
Приказ № 80.
Напоминаем, что несвоевременная подача декларации может повлечь наложение на работодателя штрафа на основании ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.