Комментарии законодательства

Налоговый орган может заблокировать счет организации, если не обеспечен электронный документооборот с ним. Это и другие изменения НК РФ

Документ

Федеральный закон от 01.05.2016 № 130-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации"

Комментарий

Изменения, внесенные в НК РФ данным законом, касаются электронного документооборота между плательщиками и налоговыми органами, процедуры налоговой проверки, а также досудебного порядка обжалования решений налоговых органов. Часть ужесточает контроль за налогоплательщиками, а часть наделяет их дополнительными правами и гарантиями в отношениях с налоговыми органами. Рассмотрим основные из нововведений.

Установлен срок, с которого вступают в силу новые формы налоговых деклараций, а также постановления Правительства РФ о налогах и сборах

Сроки вступления в силу законодательных актов о налогах и сборах закреплены в статье 5 НК РФ. Для большинства из них действует правило – они вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Теперь предусмотренные ст. 5 НК РФ сроки вступления в силу распространяются также на нормативно-правовые акты о налогах и сборах Правительства РФ (п. 1 ст. 1 Закона). Напомним, что Правительство РФ утверждает формы и порядок заполнения счета-фактуры, перечни освобожденных от НДС товаров и пр.

Кроме того, п. 5 ст. 5 НК РФ дополнен новым положением о вступлении в силу нормативных правовых актов (приказов), которыми утверждаются новые формы (форматы) налоговых деклараций (расчетов) или изменения в их действующие формы (форматы). Согласно поправке они будут вступать в силу только по истечении двух месяцев со дня официального опубликования (п. 1 ст. 1 Закона).

Эти изменения вступают в силу с 02.06.2016.

Счета организации могут заблокировать, если она не обеспечит электронный документооборот с налоговым органом

С 1 января 2015 года налогоплательщики, которые обязаны представлять декларации (расчеты) в электронной форме, должны обеспечить получение от налогового органа документов в электронной форме (п. 5.1 ст. 23 НК РФ, см. подробный комментарий). Речь идет о направлении налогоплательщику требований о представлении документов, об уплате налогов, о вызове в налоговый орган и пр.

Комментируемый закон уточняет, что обеспечить получение этих документов следует не позднее 10 дней со дня, в котором у налогоплательщика возникли основания для подачи электронной отчетности (п. 3 ст. 1 Закона). Они перечислены в п. 3 ст. 80 НК РФ:

Обязанность будет исполненной, если у налогоплательщика (или его уполномоченного представителя) есть договор на оказание услуг по обеспечению электронного документооборота с налоговым органом по месту его учета и квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи. Если получение документов осуществляется через представителя налогоплательщика, то должны быть также документы, подтверждающие его полномочия (п. 3 ст. 1 Закона).

Что касается обязанности представить данные документы в налоговый орган, то она прямо предусмотрена только для документов, подтверждающих полномочия представителя налогоплательщика – их следует подать в течение трех дней со дня передачи полномочий.

О том, нужно ли представлять иные подтверждающие документы, например, договор на оказание услуг по обеспечению электронного документооборота, положения НК РФ не поясняют. Во избежание претензий со стороны контролирующих органов рекомендуем также представить их в пределах 10 дней со дня наступления перечисленных в п. 3 ст. 80 НК РФ обстоятельств.

Формат и порядок направления в налоговый орган указанных документов в электронной форме поручено утвердить ФНС России. Как только это произойдет, мы сообщим на сайте 1С:ИТС.

Если налогоплательщик-организация не обеспечит электронный документооборот с налоговым органом, операции по ее счетам в банке и переводы электронных денежных средств могут быть приостановлены. Такое решение может быть принято в течение 10 дней с момента, когда налоговый орган установил неисполнение этой обязанности. Принятое решение отменяется на следующий день после того, как налогоплательщик все-таки обеспечит электронный документооборот с налоговым органом (п. 5 ст. 1 Закона).

Новые правила вступают в силу с 01.07.2016 и применяются в том случае, если обязанность отчитываться в электронной форме возникла у налогоплательщика после указанной даты (ч. 2 ст. 2 Закона). Иными словами, налогоплательщики, которые до этого уже начали отчитываться в электронной форме, не должны ничего предпринимать.

Штраф за непредставление пояснений по ошибкам и несоответствиям в декларации – 5000 рублей

Если в ходе камеральной проверки декларации (расчета) выявлены ошибки или несоответствия сведениям, имеющимся у налогового органа, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней пояснения или внести исправления (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Налогоплательщику, который не подал уточненную декларацию и пояснения по выявленным ошибкам (несоответствиям) в срок, может быть назначен новый вид штрафа в размере 5 000 рублей по п. 1 ст. 129.1 НК РФ (п. 13 ст. 1 Закона). Норма будет применяться с 01.01.2017 к тем пояснениям, срок подачи которых истекает после этой даты. Отметим, что ранее положения НК РФ не давали однозначного ответа на вопрос, по какой именно статье следует привлекать за данное нарушение – в соответствии с п. 1 ст. 129 НК РФ (штраф 5 000 рублей) или в соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ (штраф 200 рублей). Теперь этот вопрос решен не в пользу налогоплательщика.

Пояснения по ошибкам и несоответствиям в декларации по НДС будут подаваться в электронной форме

Еще одним нововведением является то, что с 01.01.2017 пояснения по ошибкам (несоответствиям) в декларации по НДС следует подавать в электронном виде, если налогоплательщик обязан подавать эту декларацию в электронной форме. Пояснения, поданные на бумажном носителе, не будут считаться представленными (пп. "а" п. 6 ст. 1 Закона).

Отметим, что налогоплательщики и сейчас могут направлять такое сообщение в электронной виде по форме, рекомендованной в письме ФНС России от 07.04.2015 № ЕД-4-15/5752. Теперь ФНС России поручено разработать новый электронный формат, обязательный для использования. Информация об утверждении нового формата будет дополнительно опубликована на сайте 1С:ИТС.

Кроме того, законодатель разрешил налоговым органам запрашивать у налогоплательщиков пояснения по операциям или имуществу, по которым применяются налоговые льготы. Такие пояснения плательщик должен представить в течение 5 дней (пп. "б" п. 6 ст. 1 Закона). Обратите внимание, что ранее контролеры могли требовать лишь документы, подтверждающие льготы.

Это нововведение вступит в силу с 02.06.2016.

Уточнен порядок представления документов по требованию налогового органа

Документы по требованию налогового органа могут быть представлены как в бумажном, так и в электронном виде (ст. 93 НК РФ).

Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий. Теперь законодатель уточнил, что листы документа должны быть пронумерованы и прошиты (п. 7 ст. 1 Закона). Причем порядок оформления документов должна утвердить ФНС России (информация будет размещена дополнительно на сайте 1С:ИТС).

В настоящее время в отсутствии нормативного регулирования возникают вопросы об оформлении документов. Контролирующие органы неоднократно в письмах разъясняли, что истребуемые документы должны быть прошиты и пронумерованы (см. письма Минфина России от 29.10.2015 № 03-02-РЗ/62336, от 07.08.2014 № 03-02-РЗ/39142, ФНС России от 13.09.2012 № АС-4-2/15309 – вопрос 21). При этом необходимо:

Также законодатель разрешил представлять в налоговый орган в электронном виде отсканированные копии бумажных документов (электронный образ документов с сохранением их реквизитов). Формат их представления утвердит ФНС России. В настоящее время такая возможность не предусмотрена законом.

Перечисленные изменения вступают в силу с 02.06.2016.

Проведение дополнительных материалов налогового контроля

Налоговый орган, проводящий выездную проверку, может назначить дополнительные мероприятия налогового контроля, если будет необходимость в дополнительных доказательствах. Они должны быть проведены в течение одного месяца (в течение двух – при проверке консолидированной группы налогоплательщиков). Однако действующая редакция НК РФ не конкретизирует, на каком именно этапе данные мероприятия могут быть назначены, может ли проверяемый подать возражения на результаты данных мероприятий (см. письма Минфина России от 15.01.2010 № 03-02-07/1-14, ФНС России от 13.09.2012 № АС-4-2/15309, определение КС РФ от 27.05.2010 № 650-О-О).

Новая редакция ст. 101 НК РФ устраняет эти пробелы. Теперь процедура принятия решения по результатам проверки и порядок проведения дополнительных мероприятий выглядят так (п. 8 ст. 1 Закона):

  1. Рассмотрение акта по результатам проверки вместе с другими материалами проверки, а также с возражениями на него. По результатам рассмотрения руководителем налогового органа выносится одно из решений:
  2. Дополнительные мероприятия налогового контроля. В этом случае срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения по нему решения может быть продлен не более чем на один месяц.
  3. Письменные возражения по результатам дополнительных мероприятий могут быть поданы проверяемым в течение 10 дней с окончания срока, отведенного на дополнительные мероприятия (этот срок указывается в решении налогового органа об их проведении).
  4. Рассмотрение акта, материалов проверки и дополнительных мероприятий, а также возражений на них осуществляется руководителем налогового органа. В течение 10 дней со дня истечения срока, отведенного на подачу возражений по результатам дополнительных мероприятий, он выносит одно из решений:

Новые правила применяются при вынесении решения по результатам налоговых проверок, завершенных после 02.06.2016.

Новые правила ознакомления с материалами проверки

Законодатель конкретизировал срок ознакомления с материалами проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля. По действующим положениям НК РФ если проверяемый подал заявление об ознакомлении, налоговый орган обязан ознакомить его с материалами проверки не позднее двух дней до дня рассмотрения этих материалов руководителем налогового органа.

Теперь налоговый орган обязан предоставить возможность ознакомиться с материалами на его территории не позднее двух дней с подачи заявления проверяемым. Причем изучать материалы можно в течение всего срока, отведенного на подачу письменных возражений на них: на акт – 1 месяц со дня его получения, на материалы дополнительных мероприятий – 10 дней с окончания срока, отведенного на их проведение. Налогоплательщик сможет не только просмотреть документы, но и снять с них копии, сделать выписки. После ознакомления составляется протокол в соответствии со статьей 99 НК РФ (п. 8 ст. 1 Закона).

Новые правила применяются при ознакомлении с материалами проверок, завершенных после 02.06.2016.

Для приостановки обжалуемого решения налогового органа достаточно банковской гарантии

Комментируемый закон скорректировал положения ст. 138 НК РФ, касающиеся приостановления исполнения обжалуемых актов налогового органа и действий его должностного лица до принятия решения по жалобе (п. 14 ст. 1 Закона).

Во-первых, по заявлению налогоплательщика может быть приостановлено исполнение только решения о привлечении к ответственности и об отказе в привлечении к ответственности. Ранее такая возможность распространялась на любые обжалуемые акты налогового органа, а также на действия его должностных лиц.

Во-вторых, для приостановления достаточно будет предоставить вместе с заявлением банковскую гарантию, по которой банк обязуется уплатить денежную сумму в размере налога, сбора, пеней, штрафа, не уплаченных по обжалуемому решению. Банковская гарантия должна действовать не менее шести месяцев со дня подачи лицом заявления и обеспечивать всю сумму, подлежащую уплате по обжалуемому решению (кроме того, должны соблюдаться требования ст. 74.1 НК РФ). Отказать в приостановлении контролеры смогут только в том случае, если банковская гарантия не соответствует приведенным требованиям.

В настоящее время в ст. 138 НК РФ содержится достаточно размытое основание для приостановления – наличие достаточных оснований полагать, что акт или действие не соответствует законодательству РФ.

В-третьих, урегулирован момент подачи заявления о приостановлении решения одновременно с жалобой на него.

В-четвертых, вводится срок принятия вышестоящим налоговым органом решения по заявлению налогоплательщика о приостановлении – пять дней со дня получения такого заявления.

Новые правила применяются к тем жалобам, которые поданы после 02.06.2016 (ч. 5 ст. 2 Закона).

Жалоба на решение налогового органа может быть подана в электронной форме

По новым правилам жалоба может быть подана не только в письменной, но и в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика (п. 16 ст. 1 Закона). Форматы и порядок ее представления утвердит ФНС России (об их утверждении мы сообщим дополнительно на сайте 1С:ИТС).

При этом в самой жалобе следует указать способ получения решения по жалобе – на бумажном носителе, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Добавлены несколько оснований для оставления жалобы без рассмотрения (п. 15 и 17 ст. 1 Закона):

Эти положения применяются к жалобам, поданным после 02.06.2016 (п. 5 ст. 2 Закона).

Жалоба на решение налогового органа может быть рассмотрена с участием лица, ее подавшего

Действующая редакция п. 2 ст. 140 НК РФ предусматривает, что вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу на акт налогового органа или действия его должностных лиц без участия лица, подавшего эту жалобу.

Эта норма претерпела изменение. Теперь участие лица, подавшего жалобу на решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности, обязательно при ее рассмотрении, если будут обнаружены (п. 18 ст. 1 Закона):

Эти положения применяются к жалобам, поданным после 02.06.2016 (п. 5 ст. 2 Закона).