Документ
Приказ Минфина России от 30.12.2015 № 221н
Комментарий
21 февраля 2016 г. вступил в силу новый Порядок учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, утв. приказом Минфина России от 30.12.2015 № 221н (далее – Порядок № 221н). Он применяется с 1 января 2016 г. Ранее действовавший Порядок, утв. приказом Минфина России от 19.09.2008 № 98н (далее – Порядок № 98н), утратил силу. Однако его отдельные положения действуют до 01.01.2017.
Порядок № 98н в 2016 году
В 2016 году продолжают действовать пп. 2.2, 2.14, 2.15 Порядка № 98н в части постановки на учет бюджетных обязательств (внесения изменений в поставленные на учет бюджетные обязательства), возникших:
- в соответствии с законом, иным нормативным правовым актом (за исключением нормативных правовых актов о предоставлении субсидий юридическим лицам, предоставлении межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение);
- в соответствии с договором, который не нужно оформлять в письменной форме;
- в соответствии с договором, расчет по которому осуществляется наличными деньгами, если получателем средств федерального бюджета (далее – ПБС) в Федеральное казначейство не направлены информация и документы по договору для их включения в реестр контрактов;
- в связи с обслуживанием государственного (муниципального) долга;
- в связи с выполнением оперативно-разыскных мероприятий и осуществлением мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства;
- в связи с обеспечением выполнения функций казенных учреждений (за исключением бюджетных обязательств, связанных с закупкой товаров, работ, услуг);
- в связи с перечислением в доход федерального бюджета сумм возврата дебиторской задолженности прошлых лет.
Орган Федерального казначейства (ОФК) принимает к учету такие бюджетные обязательства на основании документов для оплаты денежных обязательств, представленных ПБС в соответствии с порядком санкционирования.
Бюджетные обязательства, возникающие на основании решений налоговых органов о взыскании налога, сбора, пеней и штрафов, ставятся на учет ОФК в том же порядке, что и обязательства, возникающие на основании исполнительных документов. Он установлен гл. III Порядка № 98н.
Кроме того, положения Порядка № 98н применяются в части:
- постановки на учет бюджетного обязательства (внесения изменений в поставленное на учет обязательство), сумма которого превышает неиспользованные лимиты бюджетных обязательств – п. 2.7 Порядка № 98н;
- формирования и предоставления сведений о неисполненных в отчетном финансовом году бюджетных обязательствах по госконтрактам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг – п. 4.7 Порядка № 98н;
- аннулирования неисполненной части бюджетного обязательства, поставленного на учет в ОФК, в связи с исполнением (расторжением) документа-основания – п. 2.17 Порядка № 98н;
- передачи учтенных ОФК бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса – п. 2.23 Порядка № 98н;
- учета бюджетных обязательств, возникающих на основании исполнительных документов – пп. 3.1–3.6 Порядка № 98н.
При реализации положений Порядка № 98н используются как формы документов, приведенные в приложениях к этому порядку, так и формы из приложений к Порядку № 221н. Разъяснения, какую форму применять в том или ином случае, содержатся в письме Минфина России № 02-03-09/287, Казначейства России № 07-04-05/05-9 от 13.01.2016.
Порядок № 221н в 2016 году
В соответствии с Порядком № 221н ставятся на учет бюджетные обязательства (вносятся изменения в поставленные на учет бюджетные обязательства), возникшие:
- из контракта (договора) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, сведения о котором подлежат включению в реестр контрактов;
- контракта (договора) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, сведения о котором не подлежат включению в реестр контрактов (за исключением договоров, предусмотренных абз. 5 пп. "б" п. 7 Порядка № 221н);
- соглашения о предоставлении из федерального бюджета бюджету субъекта РФ межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение;
- нормативного правового акта о предоставлении из федерального бюджета бюджету субъекта РФ межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, если заключение соглашения не предусмотрено;
- договора (соглашения) о предоставлении субсидии федеральному бюджетному или автономному учреждению, иному юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю или физическому лицу – производителю товаров, работ, услуг;
- договора, заключенного в связи с предоставлением бюджетных инвестиций юридическому лицу;
- из нормативного правового акта о предоставлении субсидии юридическому лицу, если заключение соглашения не предусмотрено.
Основное новшество учета бюджетных обязательств связано с переходом на электронный документооборот. Сведения об обязательствах в перспективе будут формироваться в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" путем заполнения экранных форм веб-интерфейса. На бумажном носителе нужно представлять только сведения, содержащие государственную тайну.
До ввода в эксплуатацию необходимых компонентов, модулей системы "Электронный бюджет" для учета обязательств ПБС, а также формирования и представления ПБС сведений об обязательствах необходимо использовать информационную систему Федерального казначейства. ОФК контролирует соответствие сведений о бюджетных обязательствах данным реестров контрактов и реестров соглашений, которые он ведет.
По запросу ПБС орган Федерального казначейства предоставляет справку об исполнении принятых на учет бюджетных обязательств. Она формируется по состоянию на 1-е число каждого месяца и по состоянию на дату, указанную в запросе, нарастающим итогом с 1 января текущего финансового года. Очевидно, что данные в справке должны соответствовать показателям Отчета о бюджетных обязательствах (ф. 0503128).
Порядок № 221н в 2017 году
В 2017 году вступят в силу положения Порядка № 221н в отношении тех бюджетных обязательств, которые в 2016 г. учитываются согласно Порядку № 98н. Новшеством является учет с 1 января 2017 г. не только бюджетных, но и денежных обязательств ПБС (гл. IV, V Порядка № 221н).
На учет будут ставиться денежные обязательства, возникшие:
- из документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства согласно Порядку санкционирования, утв. приказом Минфина России от 01.09.2008 № 87н, или информации об исполнении условий предоставления из федерального бюджета межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, и субсидии юридическому лицу по бюджетным обязательствам;
- иного документа-основания для возникновения денежного обязательства по соответствующему бюджетному обязательству в случае, если для оплаты денежного обязательства представление документов, подтверждающих его возникновение, не требуется.