Комментарии законодательства

Увеличение стоимости амортизируемого имущества и другие изменения в НК РФ

Документ

Федеральный закон от 08.06.2015 № 150-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)"

Комментарий

Федеральный закон от 08.06.2015 № 150-ФЗ (далее – Закон № 150-ФЗ) внес изменения в порядок регулирования контролируемых иностранных компаний, расширил перечень оснований проведения симметричных корректировок при совершении контролируемых сделок, а также изменил суммовые критерии, влияющие на порядок уплаты налога на прибыль. Данный закон вступил в силу со дня его официального опубликования, т.е. с 08.06.2015, однако для отдельных его положений предусмотрены свои сроки вступления в силу (п. 1 ст. 5 Закона № 105-ФЗ).

Рассмотрим подробнее самые существенные изменения, которые внесены в Налоговый кодекс.

Увеличивается первоначальная стоимость амортизируемого имущества

С 01.01.2016 амортизируемым будет признаваться имущество (в т.ч. и результаты интеллектуальной деятельности (далее – РИД), первоначальная стоимость которого будет превышать 100 000 рублей. Соответствующие изменения внесены в п. 1 ст. 256 НК РФ комментируемым законом (п. 7 ст. 2 Закона № 105-ФЗ). Основным средством с 01.01.2016 будет считаться имущество, первоначальная стоимость которого превышает 100 000 рублей (п. 1 ст. 257 НК РФ, п. 8 ст. 2 Закона № 105-ФЗ).

Заметим, что стоимостный критерий для нематериальных активов по-прежнему не установлен (п. 3 ст. 257 НК РФ). Вместе с тем пункт 1 ст. 256 НК РФ определяет требование к первоначальной стоимости по любым видам амортизируемого имущества. Следовательно, стоимость РИД, принимаемых на учет в составе нематериальных активов с 01.06.2016, также должна быть не меньше 100 000 рублей.

Новшества применяются к объектам амортизируемого имущества, введенным в эксплуатацию с 01.01.2016 (п. 7 ст. 5 Закона № 105-ФЗ).

Следует помнить также, что Закон № 105-ФЗ связывает увеличение минимального размера стоимости с моментом ввода в эксплуатацию, а не с моментом приобретения имущества. Следовательно, если имущество будет приобретено в 2015 году, но введено в эксплуатацию после 01.01.2016, оно будет признано амортизируемым, если его стоимость будет превышать 100 000 рублей.

Увеличен размер дохода, позволяющий платить авансовые платежи по налогу на прибыль ежеквартально

Организациям, у которых за предыдущие четыре квартала сумма дохода от реализации (ст. 249 НК РФ) не превышала в среднем 10 млн рублей за квартал, предоставлено право платить только авансовые платежи по итогам отчетного периода (п. 3 ст. 286 НК РФ).

С 01.01.2016 сумма максимального ежеквартального дохода для организаций, уплачивающих только квартальные авансовые платежи, повысится до 15 млн рублей (п. 9 ст. 2 Закона № 105-ФЗ).

Напомним, что уплата ежеквартальных авансовых платежей не связана с началом налогового периода. Организация может перейти на уплату квартальных авансовых платежей как в начале года, так и в середине. При этом сообщать налоговым органам о переходе на такой режим уплаты не требуется (см. письмо ФНС РФ от 13.04.2010 № 3-2-09/46).

Размер дохода, позволяющий уплачивать только квартальные авансовые платежи, увеличивается с 01.01.2016. Таким образом, если за 2015 год доход организации не превысит в среднем 15 млн рублей за квартал, такая организация вправе уплачивать авансовые платежи по налогу на прибыль поквартально, начиная с первого квартала 2016 года.

Увеличен размер выручки для вновь созданных организаций, позволяющий не платить ежемесячные авансовые платежи

По общему правилу вновь созданная организация должна уплачивать ежемесячные авансовые платежи по истечении полного квартала с даты ее государственной регистрации (п. 6 ст. 286 НК РФ).

Однако если выручка от реализации превысит 1 млн рублей в месяц или 3 млн рублей в квартал, то ежемесячные авансовые платежи необходимо платить за тот квартал, в котором налогоплательщик зарегистрирован. Причем делать это с месяца, следующего за месяцем, в котором произошло превышение (п. 5 ст. 287 НК РФ).

С 01.01.2016 предельные суммы выручки, дающие право не уплачивать авансовые платежи ежемесячно, будут повышены. Так, выручка от реализации у вновь созданной организации не должна будет превышать 5 млн рублей – за месяц и 15 млн рублей – за квартал (п. 10 ст. 2 Закона № 105-ФЗ).

Напомним, что первым отчетным периодом для вновь созданной организации является период с даты государственной регистрации до последней даты полного отчетного квартала. Так, если организация зарегистрирована в декабре, то первый отчетный период для нее заканчивается 31 марта (см. письмо ФНС РФ от 26.01.2011 № КЕ-4-3/932@).

Комментируемая норма обратной силы не имеет. Это значит, что установленные ею размеры применяются именно с 01.01.2016.

Уточнены условия, при которых иностранная организация не может быть признана налоговым резидентом

Подверглась изменениям и статья 246.2 НК РФ, посвященная организациям, признаваемым налоговыми резидентами РФ для целей налогообложения прибыли.

Налоговыми резидентами по-прежнему признаются:

  1. российские организации;
  2. организации, признаваемые таковыми в соответствии с международным договором по вопросам налогообложения – для целей применения такого договора;
  3. иностранные организации, местом управления которых является РФ (если иное не предусмотрено международным договором).

Вместе с тем установлен ряд критериев, при одновременном соответствии которым иностранная организация не признается налоговым резидентом РФ. Такими условиями являются (п. 7 ст. 246.2 НК РФ):

  1. выступление иностранной организации в качестве эмитента обращающихся облигаций или организацией, уполномоченной на получение с таких облигаций дохода. Кроме того, иностранной организации могут быть переданы права и обязанности по обращающимся облигациям, эмитентом которых является другая иностранная компания;
  2. в отношении обращающихся облигаций соблюдаются требования п. 2.1 ст. 310 НК РФ;
  3. иностранная организация, выпустившая облигации (получившая право на доход по ним или связанные с ними права и обязанности) имеет постоянное местонахождение в государствах, с которыми у РФ есть международные договоры, регулирующие вопросы налогообложения;
  4. доля дохода иностранной организации от обращающихся облигаций за финансовый год составляет не менее 90 процентов в сумме всех доходов такой организации за указанный период.

Изменения внесены в НК РФ п. 5 ст. 2 Закона № 105-ФЗ.

Иностранная организация, соответствующая этим критериям, не может признаваться налоговым резидентом не только в силу требований закона, но и в том случае, если захочет заявить о налоговом резиденстве в РФ самостоятельно.

Напомним, что самостоятельно признать себя налоговым резидентом может иностранная организация, имеющая обособленное подразделение в РФ.

Комментируемые изменения вступили в силу с момента опубликования Закона № 105-ФЗ.

Увеличен перечень оснований для проведения симметричной корректировки

Налоговый орган, проводящий проверку сделки между взаимозависимыми лицами, может доначислить суммы налогов исходя из оценки результатов сделки с учетом рыночных цен. Вместе с тем другая сторона по сделке может применить цены, на основании которых налоговый орган доначислил налоги ее контрагенту к своим налоговым обязательствам. Применение таких цен называется симметричной корректировкой (п. 1 ст. 105.18 НК РФ).

Комментируемый закон внес изменения в правила применения симметричной корректировки – в частности, позволил контрагенту по сделке самостоятельно корректировать налоговую базу и сумму налога с применением рыночной цены, установленной налоговым органом (п. 22 ст. 1 Закона № 150-ФЗ).

До принятия Закона № 150-ФЗ НК РФ связывал право на проведение симметричной корректировки с исполнением решения налогового органа о доначислении налога проверяемой стороне по контролируемой сделке (п. 2 ст. 105.18 НК РФ).

Теперь же контрагент по контролируемой сделке может применить симметричную корректировку к своим обязательствам и в том случае, если другая сторона выполнила следующие действия (пп. 2 п. 2 ст. 105.18 НК РФ):

  1. самостоятельно провела корректировку налоговой базы по правилам п. 6 ст. 105.3 НК РФ;
  2. подала налоговую декларацию, в которой была отражена проведенная корректировка;
  3. уплатила недоимку, возникшую в связи с проведением корректировки.

Данные изменения вступят в силу по истечении одного месяца с момента официального опубликования Закона № 150-ФЗ, т.е. с 07.07.2015.

Таким образом, если контрагент по контролируемой сделке проведет самостоятельную корректировку налоговых обязательств, другая сторона с 07.07.2015 сможет провести у себя симметричную корректировку.

Прочие изменения, внесенные в НК РФ

Изменения, внесенные комментируемым законом, коснулись также ряда других положений НК РФ. Так, были откорректированы нормы, касающиеся налогообложения контролируемой иностранной компании.

В частности, в НК РФ добавлена статья 25.13-1, регулирующая правила освобождения от налогообложения прибыли контролируемой иностранной организации (п. 2 ст. 1 Закона № 150-ФЗ).

В НК РФ внесен ряд поправок, связанный с принятием Федерального закона от 08.06.2015 № 140-ФЗ "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон № 140-ФЗ).

Напомним, что данный закон предусматривает добровольное декларирование гражданами имеющегося у них имущества (в т.ч. и за пределами РФ) и гарантии сохранения такого имущества.

Закон № 140-ФЗ вступил в силу со дня его официального опубликования, а именно 08.06.2015.

В связи с этим НК РФ был дополнен рядом новых норм.

Так, специальная декларация, представленная в соответствии с Законом № 140-ФЗ, не подлежит камеральной налоговой проверке (п. 1 ст. 88 НК РФ, п. 9 ст. 1 Закона № 150-ФЗ). Также она не может служить и основанием для решения о проведении в отношении налогоплательщика выездной налоговой проверки (п. 2 ст. 89 НК РФ, п. 10 ст. 1 Закона № 150-ФЗ).

Сами сведения, полученные из специальной декларации, не могут быть использованы при проведении проверки налогоплательщика (п. 4 ст. 101 НК РФ, п. 10 ст. 1 Закона № 150-ФЗ).

Перечисленные изменения вступают в силу с 08.06.2015, т.е. с даты официального опубликования Закона № 150-ФЗ.