Комментарии законодательства

Утвержден порядок оформления и выдачи патентов безвизовым иностранцам

Документ

Приказ ФМС России от 15.01.2015 № 5

Комментарий

C 01.01.2015 иностранные граждане, имеющие право безвизового въезда в Российскую Федерацию, не обязаны иметь разрешение на работу: для трудоустройства им достаточно получить патент. Такой документ подтверждает право иностранца на временное осуществление трудовой деятельности на территории конкретного субъекта РФ.

Подробнее о получении патента безвизовыми иностранцами с 1 января 2015 года см. комментарий.

Приказом от 15.01.2015 № 5 Федеральная миграционная служба утвердила порядок оформления и выдачи патентов иностранным гражданам. Этот порядок закреплен в Административном регламенте предоставления ФМС государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам патентов (далее – Регламент). Регламент адресован, прежде всего, сотрудникам отделений ФМС, осуществляющим выдачу патентов, но также содержит много полезной информации и для заявителей. Регламент вступил в силу с 15.03.2015.

Заявитель имеет право на информацию

Заявитель вправе получить консультацию по широкому спектру вопросов, касающихся получения патента. Проконсультироваться можно при личном обращении, по телефону, письменно, через сайт или электронную почту. Консультирование осуществляется бесплатно При этом время личной консультации регламентировано – время ожидания консультации не должно превышать 15 минут. Сам разговор также длится не более четверти часа, а консультация по телефону занимает 10 минут.

Установлены сроки выдачи патента

С момента приема территориальным органом ФМС заявления до выдачи патента или уведомления об отказе в выдаче должно пройти не более 10 рабочих дней. Аналогичный срок установлен и для заявлений о переоформлении патента, а также заявлений об изменении сведений, содержащихся в патенте. Дубликат патента обязаны выдавать в течение трех рабочих дней.

Время ожидания в очереди на подачу документов не должно превышать 15 минут. Аналогичный отрезок времени отведен и для принятия документов. Итого не более 30 минут на человека.

Утвержден перечень необходимых документов

Регламентом утвержден исчерпывающий перечень документов, необходимых для первичной выдачи патента. Помимо самого заявления (форма, утв. приказом ФМС России от 08.12.2014 № 639) и стандартного набора документов (фотография, документ, удостоверяющий личность) иностранец обязан предоставить:

При переоформлении патента понадобятся также:

Отметим, что при переоформлении патента документы об образовании повторно предоставлять не нужно.

Кроме перечисленных документов, по желанию заявителя может быть предоставлена миграционная карта и документы о постановке на учет по месту пребывания.

Заявление и документы могут быть поданы иностранным гражданином как лично, так и через представителя. Во втором случае необходима доверенность. Документы могут быть поданы как непосредственно в территориальный орган ФМС, так и через уполномоченную организацию, если такая организация создана в субъекте, где работает иностранец (например, ГБУ "Многофункциональный миграционный центр города Москвы").

Основания для отказа в патенте

В Регламенте содержится перечень оснований для отказа в выдаче или переоформлении патента. В частности, в предоставлении услуги будет отказано, если иностранный гражданин:

Кроме того, патент не выдается (не переоформляется), если сведения о работодателе (заказчике) юридическом лице или предпринимателе отсутствуют в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, а также патент не переоформляется, если у территориального органа ФМС России отсутствуют сведения о трудовой деятельности иностранца.

Действия работников ФМС можно обжаловать

Любые действия работников ФМС и его территориальных органов можно обжаловать в досудебном порядке. Основанием для подачи жалобы могут быть: нарушение сроков регистрации заявления или предоставления государственной услуги; требование предоставления документов, не предусмотренных законом; необоснованный отказ в приеме документов или предоставления услуги; требование оплаты, не предусмотренной законом; отказ в исправлении опечаток, допущенных в выданных документах. Жалоба направляется в ФМС России или его территориальные органы. На рассмотрение жалобы отведено 15 рабочих дней. В отдельных случаях (при обжаловании отказа в приеме документов или отказа в исправлении опечаток и ошибок в выданных документах) срок рассмотрения жалобы не должен превышать 5 рабочих дней.

Обращаем ваше внимание на то, что в ближайшее время в Справочнике кадровика появится более подробный материал, посвященный получению патента иностранным гражданином.