Комментарии законодательства

С 1 января 2015 г. налоговые органы смогут получать оперативный доступ к бухгалтерскому и налоговому учету крупных организаций

Документ

Федеральный закон от 04.11.2014 № 348-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации"

Комментарий

Федеральный закон от 04.11.2014 № 348-ФЗ дополнил первую часть НК РФ новым разделом V.2 "Налоговый контроль в форме налогового мониторинга". Изменения вступят в силу с 1 января 2015 г., в отношении участников консолидированной группы налогоплательщиков – с 1 января 2016 г. Рассмотрим данные нововведения подробнее.

Общие положения о налоговом мониторинге

Налоговый мониторинг будет проводиться налоговым органом по месту своего нахождения на основании соответствующего решения. При этом период, за который проводится налоговый мониторинг, не будет подвергаться камеральным и выездным налоговым проверкам, за исключением случаев, указанных в п. 1.1 ст. 88, п. 5.1 ст. 89 НК РФ (в ред. Федерального закона от 04.11.2014 № 348-ФЗ).

Предметом такого мониторинга является правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов и сборов крупными организациями (в т. ч. исполняющими обязанности налоговых агентов).

В частности, организация вправе будет обратиться в свою налоговую инспекцию с заявлением о проведении налогового мониторинга при одновременном соблюдении следующих условий:

  1. совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и НДПИ, подлежащих уплате в бюджетную систему РФ за предшествующий календарный год, составляет не менее 300 миллионов рублей (без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза);
  2. суммарный объем полученных доходов за предшествующий календарный год составляет не менее 3 миллиардов рублей (по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации);
  3. совокупная стоимость активов составляет не менее 3 миллиардов рублей (по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря предшествующего календарного года).

Подать такое заявление нужно не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг. Таким периодом является календарный год, следующий за годом, в котором организация представила в налоговый орган заявление о проведении налогового мониторинга. При этом срок проведения мероприятий налогового контроля в рамках такого мониторинга превышает длительность периода, за который он проводится (данные мероприятия прекращаются 1 октября следующего года).

Какие документы нужно представить в налоговую инспекцию?

Вместе с заявлением о проведении налогового мониторинга организация обязана представить в инспекцию:

  1. информацию о прямых и косвенных участниках в ее уставном капитале, если доля такого участия составляет более 25 процентов;
  2. учетную политику для целей налогообложения организации, действующую в календарном году подачи заявления;
  3. регламент информационного взаимодействия. Форма и требования к такому регламенту должны быть утверждены ФНС России.

В регламенте информационного взаимодействия отражается:

  1. порядок представления налоговой инспекции документов (информации), служащих основаниями для исчисления (удержания), уплаты (перечисления) налогов и сборов в электронной форме, или порядок доступа инспекции к информационным системам организации, в которых содержатся указанные документы (информация) – по выбору организации;
  2. порядок ознакомления проверяющих с подлинниками таких документов в случае необходимости;
  3. порядок отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов и расходов и объектов налогообложения;
  4. сведения об аналитических регистрах налогового учета;
  5. информация о системе внутреннего контроля организации за правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов и сборов (при наличии такой системы внутреннего контроля).

Налоговая инспекция может отказать в проведении налогового мониторинга только по трем основаниям:

  1. непредставление или представление не в полном объеме организацией документов (информации), которые должны быть представлены вместе с заявлением о проведении налогового мониторинга;
  2. несоответствие организации количественным критериям по сумме уплаченных налогов, полученных доходов и стоимости активов;
  3. несоответствие представленного организацией регламента информационного взаимодействия форме и требованиям к такому регламенту.

Порядок проведения налогового мониторинга

При проведении налогового мониторинга проверяющие вправе истребовать у организации необходимые документы (информацию), а также пояснения, связанные с правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов и сборов. Истребуемые документы (информация), пояснения могут быть представлены лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом, переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или переданы в порядке, предусмотренном регламентом информационного взаимодействия.

Отметим, что систематическое (два раза и более) непредставление организацией документов (информации) и пояснений является основанием для досрочного прекращения налогового мониторинга. При этом налоговая инспекция не вправе истребовать документы, ранее представленные ей в виде заверенных организацией копий.

Налоговый мониторинг прекращается досрочно также в случаях:

Если в ходе налогового мониторинга инспекция установит факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) налогов и сборов, то она обязана составить свое мотивированное мнение по данному случаю. При этом инспекция не вправе направлять организации мотивированное мнение по вопросам соответствия цен, примененных организацией в контролируемых сделках, рыночному уровню.

Мотивированное мнение может быть составлено не только по инициативе проверяющих, но и по запросу организации. Данный запрос направляется организацией в инспекцию при наличии у нее сомнений и неясностей относительно налогового законодательства за период проведения налогового мониторинга.

Организация выполняет мотивированное мнение путем учета изложенной в нем позиции в своей деятельности. В частности, может быть подана уточненная налоговая декларация (расчет).

В случае несогласия с мотивированным мнением организация представляет разногласия в инспекцию, которая его составила. Инспекция обязана направить эти разногласия со всеми имеющимися у нее материалами для инициирования проведения взаимосогласительной процедуры в ФНС России.

Обращаем внимание, что выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) мотивированного мнения является дополнительным основанием для освобождения его от начисления пеней и штрафов в связи с образованием недоимки, наряду с выполнением письменных разъяснений финансовых, налоговых и других органов государственной власти (п. 8 ст. 75, пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ в ред. Федерального закона от 04.11.2014 № 348-ФЗ).