Комментарии законодательства

Изменен порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям

Дата публикации

Документ

Федеральный закон от 22.10.2014 № 308-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"

Комментарий

Комментируемый закон внес изменения в порядок возбуждения уголовных дел в связи с налоговыми преступлениями. Новшества вступили в силу 22 октября 2014 г. (ст. 3 Федерального закона от 22.10.2014 № 308-ФЗ). Рассмотрим эти изменения.

Составы налоговых преступлений содержатся в ст. 198-199.2 УК РФ. К ним относятся:

Комментируемый закон исключил из ст. 144 УПК РФ специальное основание для возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям: теперь материалы, которые направлены налоговыми органами в Следственный комитет РФ на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 3 ст. 32 НК РФ), не являются единственным поводом для возбуждения таких дел (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 22.10.2014 № 308-ФЗ). В большинстве случаев указанные решения принимаются налоговым органом по результатам налоговой проверки. Таким образом, с 22 октября 2014 г. уголовные дела по налоговым преступлениям можно будет возбуждать до окончания налоговой проверки и даже в том случае, если такая проверка не проводилась.

При этом дознаватели органов внутренних дел теперь не вправе возбуждать уголовные дела в связи с налоговыми преступлениями, предусмотренными ст. 198-199.2 УК РФ, и производить неотложные следственные действия (ч. 1 ст. 28.1, п. 1 ч. 2 ст. 157 УПК РФ в новой редакции). Уголовные дела по указанным статьям могут возбуждать только следователи Следственного комитета РФ на основании сообщения о преступлении или постановления прокурора (п. 43 ст. 5, ст. 38, 140, 146, пп. "а" п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ).

Причем если сообщение о преступлении, предусмотренном ст. 198-199.1 УК РФ, поступило из органа дознания и основания для отказа в возбуждении уголовного дела отсутствуют, то следователь должен сначала направить копию такого сообщения налоговому органу, приложив соответствующие документы и предварительный расчет предполагаемой суммы недоимки. Сделать это нужно не позднее трех суток с момента поступления сообщения. Указанные документы направляются в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора) состоит на учете (ч. 7 ст. 144 УПК РФ).

Налоговый орган не позднее 15 суток с момента получения указанных материалов обязан выполнить одно из трех действий (ч. 8 ст. 144 УПК РФ):

После получения заключения налогового органа о нарушении налогового законодательства следователем должно быть принято процессуальное решение о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела (по результатам рассмотрения заключения). Такое решение принимается не позднее 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении от органа дознания.

При этом уголовное дело о преступлениях, предусмотренных ст. 198-199.1 УК РФ, может быть возбуждено следователем и до получения из налогового органа заключения или информации (указанных выше) при наличии повода (сообщение о преступлении) и достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Это следует из ч. 9 ст. 144 УПК РФ.

Кроме того, уголовное преследование по налоговым преступлениям, предусмотренным ст. 198-199.1 УК РФ, может быть прекращено, если до назначения судебного заседания ущерб, причиненный бюджетной системе РФ в результате преступления, возмещен в полном объеме (ч. 1 ст. 28.1 УПК РФ).

При этом комментируемый закон уточнил понятие возмещения ущерба, причиненного бюджетной системе РФ. Теперь под ним понимается уплата в полном объеме недоимки, пеней и штрафов в размере, определяемом в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. Причем размер пеней и штрафов должен быть подтвержден соответствующим расчетом налогового органа (ч. 2 ст. 28.1 УПК РФ).