Комментарии законодательства

Утвержден порядок обжалования решения регистрирующего органа о регистрации юридических лиц и предпринимателей или об отказе в их регистрации

Документ

Федеральный закон от 21.07.2014 № 241-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

Комментарий

Федеральным законом от 21.07.2014 № 241-ФЗ внесен ряд изменений в Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (далее – Закон № 129-ФЗ) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В частности закон был дополнен новой главой, регулирующей порядок обжалования решения регистрирующего органа о регистрации ЮЛ или ИП или об отказе в их регистрации. Ранее решения регистрирующего органа можно было обжаловать только в суде (п. 9 ст. 22 и п. 5 ст. 23 Закона № 129-ФЗ), но в связи с введением нового порядка обжалования эти нормы больше не действуют.

Право на обжалование решения регистрирующего органа закреплено в законе

Согласно новой ст. 25.1 все заинтересованные лица, считающие, что решение регистрирующего органа нарушило их права, смогут обжаловать такое решение. При этом нужно учесть, что обжаловать можно не только отказ в государственной регистрации, но и решение о государственной регистрации.

Отказ в регистрации обжалуется в обязательном досудебном порядке

Для обжалования решения территориального регистрирующего органа о государственной регистрации жалобу можно будет подать на выбор:

Если же территориальный регистрирующий орган отказал в регистрации, жалоба на такое решение должна подаваться в вышестоящий регистрирующий орган. Только после этого (в случае неудовлетворения жалобы) можно будет обратиться в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти или в суд (п. 1 ст. 25.2 Закона № 129-ФЗ).

Исключение из этого правила составляют два случая. Так, жалоба на отказ в регистрации может быть подана в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти или в суд, если:

Куда и в какие сроки можно пожаловаться

Порядок и сроки подачи жалобы на решение регистрирующего органа прописаны в новой ст. 25.3 Закона № 129-ФЗ.

Новый порядок предусматривает два варианта подачи жалобы. Ее можно будет подать:

Любое лицо, чье право было нарушено решением регистрирующего органа (независимо от содержания решения), может подать жалобу в течение 3 месяцев со дня, когда оно узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Если же обжалуется отказ в государственной регистрации, а подает жалобу сам заявитель при государственной регистрации, такая жалоба может быть подана в течение 3 месяцев со дня получения решения об отказе в государственной регистрации. При этом нужно иметь в виду, что в случае уклонения от получения такого решения срок на подачу жалобы начинает течь со дня, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

Решение вышестоящего регистрирующего органа можно обжаловать в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в течение 3 месяцев со дня принятия вышестоящим органом решения по жалобе.

Сроки для подачи жалобы в суд регулируются процессуальным законодательством РФ. Так, заявление об оспаривании решения регистрирующего органа можно подать в суд в течение 3 месяцев со дня, когда заявителю (истцу) стало известно о нарушении его прав и интересов (п. 4 ст. 198 АПК РФ).

Что необходимо указать в жалобе

Перечень сведений, которые нужно будет указывать в жалобе на решение регистрирующего органа, закреплен в новой ст. 25.4 Закона № 129-ФЗ.

Так, в жалобе следует указать:

Помимо перечисленных обязательных сведений, в жалобе можно также указать другие сведения, которые могут способствовать ее своевременному рассмотрению, например, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и т.д. Кроме того, к жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие указанные в ней доводы.

Если жалоба подается не самим автором, а его представителем, необходимо также предъявить соответствующую доверенность.

Как направить жалобу

Та же ст. 25.4 Закона № 129-ФЗ устанавливает порядок подачи жалобы на решение регистрирующего органа.

Жалоба обязательно должна быть выполнена в письменной форме и подписана подавшим ее лицом или его представителем. Что касается способов подачи жалобы, законодатель предусмотрел несколько вариантов. Так, жалобу можно будет:

Можно ли отозвать поданную жалобу

До принятия решения по жалобе, ее можно отозвать. Для этого лицо, подавшее жалобу, должно обратиться в орган, рассматривающий жалобу, с письменным заявлением (п. 4 ст. 25.2 Закона № 129-ФЗ).

Когда жалобу могут оставить без рассмотрения

Перечень случаев, когда вышестоящий регистрирующий орган или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти могут оставить жалобу без рассмотрения, определен в новой ст. 25.5 Закона № 129-ФЗ:

Каков порядок рассмотрения жалобы

Рассмотрение жалобы происходит без участия подавшего ее лица. Однако до принятия решения можно представлять в рассматривающий жалобу орган дополнительные документы, подтверждающие указанные в жалобе доводы.

Результатом рассмотрения жалобы является принятие решения:

Решение по жалобе должно быть принято в течение 15 рабочих дней со дня ее получения. В отдельных случаях этот срок может быть продлен, но не более чем на 10 рабочих дней (п. 4 ст. 25.6 Закона № 129-ФЗ). Решение вручается или направляется лицу, подавшему жалобу, а также направляется в регистрирующий орган не позднее следующего дня после принятия.

Все перечисленные нововведения вступают в силу с 22.08.2014 и будут распространяться на решения регистрирующих органов, вынесенные после указанной даты.