Комментарии законодательства

Скорректирован порядок налогообложения в Республике Крым в переходный период

Документ

Постановление Государственного Совета Республики Крым от 11.04.2014 № 2010-6/14 об утверждении Положения "Об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым в переходный период"

Комментарий

Напомним, что на территории Республики Крым до 01.01.2015 налоговые правоотношения регулируются нормативными правовыми актами данного субъекта РФ (ч. 2 ст. 15 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ). После указанной даты применяется налоговое законодательство РФ.

Государственным Советом Республики Крым принято Постановление от 11.04.2014 № 2010-6/14 об утверждении Положения "Об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым в переходный период" (далее - Положение), которым регламентируются налоговые правоотношения на территории нового субъекта РФ до 01.01.2015. Данный документ предусматривает, что налоговые правоотношения регулируются в порядке, действовавшем на 21.02.2014, с учетом особенностей, установленных данным Положением. Рассмотрим их подробнее.

Отметим, что Положение было скорректировано постановлениями Государственного совета Республики Крым от 30.04.2014 № 2093-6/14 и от 28.05.2014 № 2181-6/14.

К вновь созданным организациям и вновь зарегистрированным предпринимателям применяется российское налоговое законодательство

Законодательство РФ о налогах и сборах (кроме положений, регулирующих отношения по установлению, введению и взиманию земельного налога, взиманию государственной пошлины) применяется в отношении вновь зарегистрированных на территории Республики Крым в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ (п. 13 Положения):

По нашему мнению, это позволит применять специальные налоговые режимы, предусмотренные НК РФ, с момента государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Подробнее о выборе системы налогообложения см. Бизнес-справочник: правовые аспекты.

Кроме того, законодательство РФ (кроме положений, регулирующих отношения по установлению, введению и взиманию земельного налога, взиманию государственной пошлины) распространяется на иностранные организации (в том числе украинские), осуществлявшие свою деятельность на территории Республики Крым до 18.03.2014. Нормы российского законодательства распространяются на них со дня постановки на учет в налоговом органе в соответствии с НК РФ.

Помимо этого, иностранные и российские организации, начавшие осуществлять свою деятельность на территории республики Крым через обособленные подразделения до 18.03.2014, обязаны представить сообщение по форме № С-09-3-1, утв. Приказ ФНС РФ от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@, до 01.07.2014.

В противном случае им грозит штраф по ст. 126 НК РФ.

Следует иметь в виду, что сообщение по филиалам и представительствам не подается. Инспекция самостоятельно поставит их на учет, используя данные о них, указанные в ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 23, п. 3 ст. 83 НК РФ).

Также отметим, что до 01.01.2015 указанные лица уплачивают земельный налог в соответствии с законодательством Украины (абз. 5 п. 13 Положения).

Всем хозяйствующим субъектам рекомендовано вести бухгалтерский учет в соответствии с законодательством РФ

Государственный Совет Республики Крым рекомендовал всем юридическим лицам, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, их обособленным подразделениям, а также индивидуальным предпринимателям с 01.07.2014 вести бухгалтерский учет в соответствии с законодательством РФ (п. 2 Постановления).

Порядок представления налоговой отчетности

В соответствии с п. 10 Положения отчетность по налогам, сборам и взносу на общеобязательное государственное социальное страхование за налоговые периоды с 01.03.2014 по 31.12.2014 представляется в инспекцию одновременно в электронном виде и на бумажном носителе. По нашему мнению, следует использовать формы и форматы, установленные по состоянию на 21.02.2014.

Следует иметь в виду, что всю отчетность необходимо заполнять в рублях.

При этом отчетность за март и апрель пересчитывается из гривен в рубли по курсу, установленному ЦБ РФ на 31.03.2014 и 31.04.2014 соответственно.

Что касается не поданной отчетности за более ранние периоды, то вопрос о том, по какому курсу указанные в ней суммы следует пересчитывать в рубли, остается открытым. Так, с одной стороны, отчетность представляется именно за период. Следовательно, необходимо применять курс, установленный ЦБ РФ на последний день периода, за который подается отчетность.

С другой же стороны, отчетность фактически подается за периоды, в которых налоговые правоотношения полностью регламентировались украинским законодательством. Его нормы не предусматривали перерасчет налоговых обязательств в рубли. Кроме того, в соответствии с п. 9 Положения "О порядке администрирования отдельных налогов и сборов на территории Республики Крым в переходный период", утв. постановлением ГС РК от 21.05.2014 № 2150-6/14, заполняются в рублях и пересчитываются в рубли по курсу, установленному ЦБ РФ по состоянию на последний рабочий день отчетного периода показатели отчетности по:

В данном же случае речь идет именно о налоговых платежах, следовательно, данное правило на них не распространяется.

Учитывая правовую неопределенность, налогоплательщик может руководствоваться одним из приведенных вариантов.

Также следует отметить, что уточняющие декларации (расчеты) за периоды, истекшие до 01.03.2014, не подаются. Уточнение показателей, сформированных по первоначальным декларациям (расчетам), за указанные периоды также не производится (п. 12 Положения).

К операциям, осуществляемым в гривнах, с 01.05.2014 включительно применяется курс, установленный ЦБ РФ на день их совершения.

Что касается отчетности по НДС за первый квартал 2014 года, то все показатели пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ на 31.03.2014. Указанную отчетность необходимо представить до 30.05.2014, а уплатить налог - до 05.06.2014.

По нашему мнению, все суммы в отчетности следует указывать в полных рублях без копеек, с округлением по общепринятым правилам.

Что касается декларации по акцизам, то она представляется в порядке, действовавшем на 21.03.2014 (пп. 11 п. 15 Положения).

Порядок уплаты акцизов

На территории Республики Крым исчисление и уплата акциза осуществляется всеми организациями и предпринимателями в соответствии с главой 22 НК РФ. При этом необходимо учитывать некоторые особенности, установленные на переходный период (п. 15 Положения).

Так, акциз с алкогольной продукции, произведенной на территории Республики Крым, в полном объеме зачисляется в бюджет данного субъекта РФ. При этом на продукцию действуют минимальные розничные цены, установленные на 21.03.2014.

Следует отметить, что на территории Республики Крым разрешается реализация подакцизных товаров, маркированных украинскими акцизными марками. Налогоплательщики, производящие такие товары, уплачивают акциз по ставкам, действовавшим по состоянию на 21.03.2014. Кроме того, декларирование акцизов при реализации данной продукции осуществляется в порядке, действовавшем на указанную дату.

В отношении нефтепродуктов, произведенных на территории Республики Крым, декларирование и уплата акцизов также осуществляется в порядке, действовавшем на 21.03.2014.

Что касается извещения об уплате (освобождения от уплаты) авансового платежа акциза, то его необходимо представлять в налоговый орган на бумажном носителе в трех экземплярах. При этом банковская гарантия не требуется.

Порядок получения (продления) лицензий и приобретения федеральных специальных марок

Положением установлены некоторые особенности получения и продления лицензий на производство и оборот алкогольной продукции, а также приобретения федеральных специальных марок. В частности, налогоплательщик обязан представить справку об отсутствии задолженности по налогам, сборам и платежам по формам, утвержденным налоговой службой Республики Крым (п. 15 Положения).

В остальной части применяется законодательство, действовавшее на территории Республики Крым по состоянию на 21.02.2014.

Налоговые ставки по НДС

Налоговые правоотношения, связанные с исчислением и уплатой НДС, регламентируются нормами раздела 5 Налогового кодекса Украины (далее – НКУ). Они (с некоторыми особенностями) применяются ко всем организациям и предпринимателям в переходный период.

До 01.05.2014 общая налоговая ставка по НДС признавалась равной 20 процентам. С 01.05.2014 – 31.05.2014 она составила 4 процента.

С 01.06.2014 налоговая ставка установлена в размере:

В последнем случае права на налоговый кредит и вычет не возникает (п. 2 и п. 3 Положения).

Помимо этого, установлены льготные налоговые ставки для отдельных категорий товаров (п. 4 Положения):

Так, в период с 01.05.2014 по 31.05.2014 к указанным группам товаров применялась общая льготная ставка – 2 процента. После 01.06.2014 она будет дифференцирована:

При этом в последнем случае права на налоговый кредит и вычет не возникает.

Что касается ситуаций, когда товар ввозится с территории Таможенного союза, то с 26.04.2014 применяется налоговая ставка (п. 17 Положения):

Если ранее налог по таким операциям был уплачен по ставке 20 процентов, то он должен быть возвращен. При этом порядок такого возврата может отличаться.

Так, если налогоплательщик зарегистрирован в соответствии с российским законодательством, то излишне уплаченный налог возвращается в соответствии с НК РФ. Подробнее о том, как это сделать, см. статью-рекомендацию.

Если же налогоплательщик зарегистрирован в соответствии с законодательством Украины, то налог возвращается в порядке, установленном НКУ на 21.02.2014.

Стоит отметить, что организации, перечисленные в п. 187.10 ст. 187 НКУ, получая оплату за периоды до 01.05.2014, должны применять налоговую ставку НДС, действующую на момент оплаты. Данное правило распространяется, в частности, на организации:

Перечень операций, не облагаемых НДС

Положением установлен перечень операций, которые не облагаются НДС. Так, с 01.05.2014 освобождены от налогообложения услуги (п. 14 Положения):

Освобождение от НДС применяется только в том случае, если поименованные услуги оформлены путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности. Их формы утверждены приказом Минфина Республики Крым от 08.05.2014 № 91.

Задолженность перед бюджетом

Налоговую задолженность по НДС, в том числе отсроченную и рассроченную в соответствии с НКУ, относящуюся к периодам до 01.03.2014, уплачивать в бюджет не требуется. Она подлежит списанию, исключение составляют лишь организации-банкроты (п. 7 Положения).

Следует отметить, если в отношении задолженности по состоянию на 18.03.2014 ведется судебный спор, то перечислять ее в бюджет также не требуется.

Суммы, возмещаемые из бюджета

Что касается, налога, предъявленного украинскими поставщиками в феврале, марте, апреле 2014 года, то его можно учесть при расчете НДС, подлежащего перечислению в бюджет.

В то же время налог, заявленный к возмещению в налоговых декларациях за февраль, март, апрель и остаток невозмещенного налога за предыдущие периоды списываются в расходы (абз. 3 п. 6 Положения). При этом нельзя учесть НДС по расходам, связанным с приобретением, строительством и модернизацией (реконструкцией) основных средств, которые включаются в их стоимость.

Следует иметь в виду, что в налоговый кредит, отражаемый в декларациях по НДС за март и апрель, можно включить только те налоговые накладные, которые выписаны в указанные месяцы.

По нашему мнению, если налоговая накладная выписана в марте, но получена в апреле, то ее можно включить в налоговый кредит в апрельской декларации по НДС (абз. 3 п. 198.6 ст. 198 НКУ).

При этом налоговые накладные, оформленные начиная с 18.03.2014, регистрировать в реестре не требуется (п. 5 Положения).

Предприниматели на общей системе налогообложения учитывают НДС, заявленный к возмещению в налоговых декларациях за февраль, март, апрель и остаток невозмещенного налога за предыдущие периоды в расходах в налоговом периоде, приходящемся на 11.04.2014.

Необходимо отметить, что суммы налога, подлежащие возмещению и не полученные по состоянию на 01.04.2014, из бюджета не выплачиваются.

Также не удастся получить суммы НДС, по которым по состоянию на 01.04.2014 ведутся судебные споры (п. 6 Положения).

Следует отметить, что с 01.05.2014 по 31.05.2014 налогоплательщики не имеют права на налоговый кредит по всем операциям, указанным в ст. 198 НКУ, в частности, приобретению товаров, в том числе у контрагентов, зарегистрированных в соответствии с НК РФ (п. 8 Положения).

Суммы налога, предъявленные в этот период, следует учитывать в расходах при исчислении налогооблагаемой прибыли (дохода предпринимателя). Делать это следует на дату, когда возникло право на налоговый кредит в соответствии с НКУ. Если же поставщик является плательщиком НДС в соответствии с НК РФ, то у покупателя право отнести налог в расходы возникает на более раннюю из дат:

С 01.06.2014 налогоплательщики, зарегистрированные в Республике Крым по украинскому законодательству, могут формировать налоговый кредит, учитывая некоторые особенности. Так, после указанной даты также можно включить в налоговый кредит НДС, предъявленный по налоговым накладным и счетам-фактурам:

При этом включить налоговые накладные в налоговый кредит можно в том случае, если они выписаны в соответствующем налоговом периоде.

НДС, предъявленный контрагентами, применяющими НК РФ, принимается к налоговому кредиту на наиболее раннюю из дат:

Следует иметь в виду, что НДС, предъявленный украинскими поставщиками после 31.05.2014, в налоговый кредит не включается. Налог необходимо списывать в расходы.

Налогоплательщики, зарегистрированные на территории Республики Крым в соответствии с российским законодательством, принимают НДС к вычету в соответствии с НК РФ.

Налогообложение доходов физических лиц

Все физические лица, имевшие в период с 18.03.2014 по 01.01.2015 постоянное место жительства на территории Автономной республики Крым и оставшиеся на постоянное место жительства в России, признаются налоговыми резидентами РФ независимо от гражданства (п. 9 Положения).

Также налоговыми резидентами признаются военнослужащие ВС РФ и иных органов, в которых предусмотрена военная служба, если они проходили службу на территории республики Крым до 18.03.2014.

Необходимо иметь в виду, что доходы физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, полученные от организаций, индивидуальных предпринимателей, филиалов, представительств и иных обособленных подразделений российских и иностранных организаций, зарегистрированных на территории Республики Крым в соответствии с российским законодательством, облагаются НДФЛ в соответствии с НК РФ (п. 13 Положения). Если же доходы выплачивают организации (их обособленные подразделения) и предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством Украины, то с них удерживается подоходный налог в соответствии с НКУ. По нашему мнению, в этом случае налог необходимо уплачивать в бюджет Республики Крым.

Кроме того, считаем, что указанный порядок следует применять и к доходам, выплачиваемым за период до 18.03.2014, но после указанной даты.

Напомним, что налоговая ставка для указанных выплат составляет:

Подробнее об уплате НДФЛ см. Справочник "Налог на доходы физических лиц".

Особенности применения ЕНВД

На территории Республики Крым ЕНВД могут применять российские организации, а также налогоплательщики, зарегистрированные в данном субъекте РФ по российскому законодательству.

Таким образом, предприниматели и организации, применяющие законодательство РФ, находятся в более выгодном положении.

Указанный спецрежим может вводиться органами местного самоуправления с 01.07.2014.

При этом налоговыми периодами являются третий и четвертый квартал.

Следует также отметить, что корректирующий коэффициент базовой доходности К2 может устанавливаться в пределах от 0,005 до 1 включительно для всех категорий налогоплательщиков (п. 13 Положения).

Подробнее о ЕНВД см. Справочник "Единый налог на вмененный доход".

Сведения о среднесписочной численности сотрудников

Компании, запись о которых внесена в ЕГРЮЛ до 01.10.2014, должны предоставить сведения о среднесписочной численности своих сотрудников до 20.10.2014.

Сделать это необходимо по правилам, установленным ст. 80 НК РФ.