Документ
Федеральный закон от 02.04.2014 № 59-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части сокращения сроков регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в государственных внебюджетных фондах и признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд России, Фонд социального страхования России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования России"
Комментарий
Федеральный закон от 02.04.2014 № 59-ФЗ внес в законодательство ряд изменений, которые направлены на упрощение процедуры государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Данный закон принят в рамках реализации "дорожной карты", утвержденной Правительством РФ (распоряжение Правительства РФ от 07.03.2013 № 317-Р). Ее реализация призвана к 2018 году включить Россию в двадцатку лучших стран в рейтинге Doing Business, подготавливаемом Всемирным банком. Рассмотрим нововведения более подробно.
Уведомлять внебюджетные фонды об открытии (закрытии) банковских счетов больше не требуется
В настоящее время организации и предприниматели, открывающие (закрывающие) расчетные счета в банках, должны в течение 7 дней уведомить об этом ПФР и ФСС России (п. 1 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Если же эта обязанность не исполнена, то организации (предпринимателю) грозит штраф в размере 5 000 рублей (ст. 46.1 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).
С учетом изменений с 01.05.2014 данная обязанность будет отменена, и подавать уведомление об открытых (закрытых) счетах не потребуется (п. 1 ст. 5, ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 02.04.2014 № 59-ФЗ).
Если счет открыт (закрыт) до 01.05.2014, а семидневный срок истекает после указанной даты, то, по нашему мнению, в такой ситуации уведомить внебюджетные фонды все же придется. Обусловлено это тем, что к правоотношениям применяются те нормы, которые действовали на момент их (правоотношений) возникновения, то есть на дату открытия (закрытия) расчетного счета. Однако если счет открыт (закрыт) после 22.04.2014, то организации (предпринимателю), не подавшей соответствующее уведомление, ответственность не грозит. Это связано с тем, что на момент истечения семидневного срока указанная ответственность будет отменена.
Дополнительно отметим, что наряду с п. 1 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ ответственность за неуведомление ПФР и ФСС России об открытом (закрытом) счете установлена и ч. 1 ст. 15.33 КоАП РФ. Однако с 01.05.2014 привлечь по ней к ответственности организацию (предпринимателя), не уведомившего внебюджетные фонды об открытом (закрытом) после этой даты счете, также будет нельзя. Это связано с тем, что норма, обязывающая подавать соответствующие уведомления, с указанной даты упраздняется. Таким образом, событие административного правонарушения отсутствует (п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
Следует отметить, что обязанность банков уведомлять внебюджетные фонды об открываемых организациями (предпринимателями) счетах сохраняется (ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). За ее неисполнение банку грозит штраф в размере 40 000 рублей (ст. 49 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).
Адрес электронной почты будет указываться в ЕГРЮЛ и ЕГРП
Напомним, что в ЕГРЮЛ и ЕГРП отражаются сведения, характеризующие конкретное юридическое лицо или предпринимателя, например (п. 1, п. 2 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ):
- место нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации;
- сведения об учредителях (участниках) организации;
- место жительства предпринимателя в РФ;
- данные паспорта предпринимателя.
Наряду с этими сведениями в Государственные реестры теперь будет вноситься адрес электронной почты организаций и предпринимателей, если он был указан в заявлении о государственной регистрации (пп. "а", "б" п. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.04.2014 № 59-ФЗ).
В этом случае документы, подтверждающие регистрацию юридического лица или предпринимателя, а также внесение изменений в ЕГРЮЛ будут направляться в электронном виде на указанный в заявлении адрес.
Напомним, что ранее инспекция направляла документы в электронной форме на электронный почтовый ящик только в том случае, когда заявление и все необходимые для регистрации документы также подавались через Интернет (п. 3 ст. 11 Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ).
Отметим, что подавать сведения об адресе электронной почты уже зарегистрированным организациям и предпринимателям не потребуется.
По нашему мнению, указать адрес электронной почты в заявлении все-таки стоит. В этом случае внебюджетные фонды направят извещение (уведомление) о постановке на учет, уведомление о тарифе страховых взносов "на травматизм" на указанный адрес, и получать его на бумажном носителе не потребуется.
Скорректирована процедура постановки на учет вновь зарегистрированных организаций и предпринимателей во внебюджетных фондах
Напомним, что все организации, а также предприниматели, привлекающие наемных работников, должны встать на учет в качестве страхователей в:
- ПФР;
- ФСС России.
Предприниматели, не имеющие сотрудников, на учет в ФСС России вставать не обязаны (ч. 1 ст. 6 Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ, п. 3 ч. 1 ст. 2.3 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).
Организациям (предпринимателям) по-прежнему не нужно обращаться в территориальные органы внебюджетных фондов. Налоговая инспекция самостоятельно направит в ПФР и ФСС России сведения из ЕГРЮЛ (ЕГРП), на основании которых каждый фонд самостоятельно зарегистрирует страхователя.
Постановка на учет во внебюджетные фонды по новым правилам осуществляется в срок, не превышающий 3 рабочих дня со дня представления инспекцией сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (пп. 1 ст. 1, п. 1 ст. 3, п. 1 ст. 4 Федерального закона от 02.04.2014 № 59-ФЗ). Ранее данный срок составлял 5 рабочих дней.
После постановки на учет организация (предприниматель) получит соответствующее извещение (уведомление).
В данной части процедура также претерпела ряд изменений.
Извещение (уведомление) о постановке на учет во внебюджетных фондах будет направляться по электронной почте
Начиная с 01.10.2014 внебюджетные фонды будут уведомлять страхователей о постановке на учет по электронным каналам связи (п. 2 ст. 1, пп. "б" п. 3 ст. 2, п. 2 ст. 4 Федерального закона от 02.04.2014 № 59-ФЗ).
Соответствующее извещение (уведомление) будет направлено в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью страховщика:
- через портал государственных и муниципальных услуг;
- на электронный почтовый адрес страхователя, если он был указан в заявлении о государственной регистрации, поданном в налоговую инспекцию.
Указанное извещение (уведомление) можно будет получить и на бумажном носителе, подав соответствующий запрос в территориальный орган внебюджетного фонда. Оно будет выдано с течение трех рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.
Исходя из указанных нововведений в том случае, если организация (предприниматель) при государственной регистрации не укажет адрес электронной почты, получить соответствующие документы она сможет только на бумажном носителе, обратившись в территориальный орган внебюджетного фонда. Исключение составляют случаи, когда документы в инспекцию подавались через единый портал государственных и муниципальных услуг.
Данный порядок применяется и к извещению о снятии страхователя с учета в ПФР.
Отметим, что с 01.10.2014 ФСС России будет направлять уведомление о размере страховых взносов в аналогичном порядке (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 02.04.2014 № 59-ФЗ).
Напомним, что ранее указанные уведомления направлялись Пенсионным фондом в большинстве своем почтовым отправлением либо через интернет-портал государственных и муниципальных услуг (п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, п. 10 Порядка, утв. постановлением Правления ПФР от 13.10.2008 № 296п).
ФСС России направлял извещения о постановке на учет только почтой (п. 7 Порядка, утв. постановлением ФСС России от 23.03.2004 № 27). Уведомления об установленном тарифе взносов "на травматизм" можно было получить (п. 62 Административного регламента, утв. приказом Минтруда России от 06.09.2012 № 178н):
- на руки, явившись в территориальный орган ФСС России;
- по почте;
- через единый портал государственных и муниципальных услуг.
Данные изменения вступают в силу с 30.09.2014 и распространяются на правоотношения, возникшие после указанной даты (ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 02.04.2014 № 59-ФЗ).
Таким образом, если внебюджетные фонды получат от инспекций сведения из ЕГРЮЛ (ЕГРП) до указанной даты, то постановка на учет осуществляется в ранее действовавшем порядке.