Документ
Федеральный закон от 21.12.2013 № 367-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации".
Комментарий
Федеральный закон от 21.12.2013 № 367-ФЗ (далее – Закон № 367-ФЗ) внес существенные изменения в главу 24 "Перемена лиц в обязательстве" ГК РФ. В частности, были детализированы права и обязанности цедента и цессионария, введена обязанность кредитора уведомлять должника об уступке требования, введен новый институт – передача договора.
Данные нововведения вступают в силу с 1 июля 2014 года.
Ранее были опубликованы комментарии к новым правилам ГК РФ о залоге, внесенным данным законом, см.: часть 1, часть 2, часть 3.
Рассмотрим подробнее изменения правил перемены лиц в обязательстве.
Переход прав кредитора
Нормы, регулирующие переход прав кредитора к другому лицу, подверглись серьезным изменениям и дополнениям.
В ГК РФ теперь официально закреплены такие термины, как цедент (лицо уступающее право) и цессионарий (лицо, которому это право уступается). Ранее такая терминология использовалась только в научных изданиях и в соглашениях об уступке.
Как и прежде, переход прав кредитора к другому лицу совершается как по соглашению (уступка права требования), так и по закону. В последнем случае применяются правила ГК РФ, регулирующие уступку права требования (п. 2 ст. 387 ГК РФ). Основания для такого перехода остались прежними (ст. 387 ГК РФ).
Как и раньше, о переходе права (требования) к другому лицу должника нужно уведомить. Сделать это может как первоначальный, так и новый кредитор. Соответствующее уведомление будет иметь силу независимо от того, кем из кредиторов оно направлено (п. 1 ст. 385 ГК РФ). Данная норма является новой для ГК РФ.
При этом от того, кто уведомил должника, зависит порядок исполнения обязательства. Если должник получил уведомление от предыдущего кредитора, то он не может отказать новому кредитору в исполнении обязанностей. Однако если уведомление получено от нового кредитора, то должник может не исполнять обязательства пока не получит доказательства перехода к нему права (п. 2 ст. 385 ГК РФ).
Помимо этого, в ГК РФ введена новая статья 388.1, согласно которой уступить можно не только уже существующее требование, но и будущее. Оно может возникнуть из обязательства по договору, связанному с предпринимательской деятельностью. При этом сам договор может быть как уже заключен, так и заключаться в будущем.
Уступаемое требование должно быть определено в соглашении об уступке способом, позволяющим его идентифицировать на момент возникновения или перехода к новому кредитору.
Будущее требование переходит к цессионарию с момента его возникновения. По соглашению сторон цессионарий может получить такое требование и позднее.
Урегулирован вопрос с правами и обязанностями цедента и цессионария (статья 389.1 ГК РФ).
Определено, что их взаимные обязанности регулируются ГК РФ и соглашением об уступке права требования.
По общему правилу право переходит к цессионарию в момент заключения договора цессии. Однако самим соглашением об уступке права или законом может быть предусмотрен иной момент перехода. Так, согласно п. 2 ст. 388.1 ГК РФ будущее требование переходит к цессионарию с момента его возникновения.
При заключении соглашения об уступке цедент обязан передать цессионарию все полученное от должника в счет уступленного требования. Однако иные правила могут быть установлены договором.
Дополнены нормы, регулирующие ответственность цедента.
При заключении сделки по уступке права требования цедент (прежний кредитор) должен соблюсти следующие условия (п. 2 ст. 390 ГК РФ):
- требование должно существовать в момент уступки (если только оно не является будущим требованием);
- цедент правомочен совершать уступку;
- уступаемое требование ранее не было уступлено цедентом другому лицу;
- цедент не совершал и не будет совершать никакие действия, которые могут служить основанием для возражений должника против уступленного требования;
- иные условия, предусмотренные законом или договором.
Если данные условия цедентом будут нарушены, цессионарий вправе потребовать от него возврата всего переданного по соглашению об уступке, а также возмещения причиненных убытков (п. 3 ст. 390 ГК РФ). Заметим, что ранее ГК РФ не содержал подобных условий, защищающих цессионария.
Еще одним новшеством являются последствия уступки права, которая запрещена договором. На практике стороны часто предусматривают в договоре условие, которое запрещает им передавать права по такому договору. Однако до настоящего времени такие условия оставались лишь формальностью. ГК РФ не предусматривал никаких последствий нарушения такого запрета.
Теперь же при нарушении установленного в договоре запрета сделка по уступке права может быть признана судом недействительной по иску должника. Это возможно только в том случае, если новый кредитор знал или должен был знать об установленном запрете (п. 2 ст. 382 ГК РФ).
Однако данное правило не распространяется на денежные требования, возникшие в ходе осуществления предпринимательской деятельности. То есть уступка таких требований будет действительна даже в том случае, если запрет на нее установлен договором между должником и кредитором. При этом цедент не освобождается от ответственности перед должником за нарушение такого соглашения (ст. 388 ГК РФ).
Перевод долга
Установлено, что перевод долга на другое лицо может быть произведен по соглашению между первоначальным и новым должником (п. 1 ст. 391 ГК РФ). Ранее ГК РФ не содержал указаний на то, каким образом долг может быть переведен с одного должника на другого. Поэтому на практике новый и старый должники просто заключали договор о переводе долга. Теперь соответствующая норма установлена в ГК РФ.
Кроме того, установлены особые правила для перевода долга, который возник в ходе осуществления предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 391 ГК РФ). Такой долг может переводиться по простому соглашению между кредитором и новым должником.
При этом первоначальный и предыдущий должники несут перед кредитором солидарную ответственность (п. 3 ст. 391 ГК РФ). Однако договором о переводе долга может быть предусмотрена субсидиарная ответственность обоих должников или же предшествующий должник может быть освобожден от исполнения обязательства. Иными словами, при переводе долга соглашением между кредитором и новым должником со старого должника ответственность не снимается.
Если первоначальный должник освобожден от обязательства, такое освобождение распространяется и на имущество, которое было предоставлено в его обеспечение. Исключение составляет имущество, которое передается вместе с обязательством новому должнику (п. 3 ст. 392.1 ГК РФ).
Введены нормы, регулирующие права кредитора и нового должника.
В отношении нового должника кредитор осуществляет все права по обязательству, если иное не установлено законом, договором и не вытекает из существа обязательства (п. 1 ст. 392.1 ГК РФ).
Новый должник, исполнивший обязательство перед кредитором, приобретает права кредитора по этому обязательству (п. 4 ст. 391 ГК РФ).
Впервые в ГК РФ закреплены последствия перевода долга без согласия кредитора. Состоявшийся перевод является в этом случае ничтожным. Следовательно, кредитор, не давший согласия на перевод, может обратиться с требованием об исполнении обязательства к прежнему должнику. Отметим, что сделка по переводу долга без согласия кредитора ничтожна, поэтому кредитору не нужно обращаться в суд с требованием признать ее недействительной.
Установлено, что долг, как и право требования, может перейти в силу закона (ст. 392.2 ГК РФ). Для этого согласие должника не требуется, если иное не установлено законом. При этом нормами ГК РФ пока не установлены основания для перехода обязательства на нового должника.
Передача договора
Новая статья 392.3 ГК РФ закрепляет совершенно новый институт для гражданского права – передачу договора. Согласно комментируемым нормам, при одновременной передаче стороной прав и обязанностей по договору другому лицу, к сделке применяются правила об уступке права требования и о переводе долга.
Отметим, что тем самым устранен имевшийся до этого пробел в законодательстве. Ведь на практике довольно часто встречаются ситуации, когда сторона договора не может исполнить свои обязанности, но расторгать договор не хочет. При этом третье лицо готово заменить такую сторону. В подобной ситуации стороны применяли по аналогии нормы, касающиеся уступки права и перевода долга. Теперь же данная аналогия законодательно закреплена.