Комментарии законодательства

С 2015 года начнут действовать новые правила расчета пенсий по старости

Документ

Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях"

Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ "О накопительной пенсии"

Федеральный закон от 28.12.2013 № 427-ФЗ "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан"

Комментарий

С 1 января 2015 года расчет пенсий будет осуществляться по новым правилам. Рассмотрим подробно, как будет реализован данный механизм и что ждать от грядущих изменений.

Назначение и выплата страховой и накопительной пенсий будут регулироваться двумя отдельными законами

В настоящее время трудовые пенсии по старости назначаются и выплачиваются по нормам Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ (далее – Закон № 173-ФЗ). При этом пенсия состоит из двух частей: страховой и накопительной. Страховая часть полагается всем без исключения лицам, достигшим пенсионного возраста (в том числе имеющим право на досрочное назначение пенсии). А накопительная часть – только гражданам 1967 г.р. и моложе (п. 1, 23 ст. 14 Закона № 173-ФЗ, п. 3 ст. 6 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ).

С 1 января 2015 года исчезнет понятие "страховая и накопительная части трудовой пенсии". Взамен этого будут использоваться понятия "страховая пенсия" и "накопительная пенсия". То есть вводятся самостоятельные виды пенсий, правила назначения которых регулируются отдельными законами.

Отдельно отметим, что условия для назначения пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца не меняются.

Показатели, по которым будет формироваться страховая пенсии по старости

Сейчас по общим правилам право на получении пенсии имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии страхового стажа в размере не менее пяти лет (ст. 7 Закона № 173-ФЗ).

На данный момент страховая часть трудовой пенсии складывается из следующих величин (п. 1 ст. 14 Закона № 173-ФЗ):

страховая часть трудовой пенсии = расчетный пенсионный капитал / 228 мес. + фиксированный базовый размер пенсии

В соответствии с принятыми законами пенсионный возраст не повышается, но вводятся дополнительные требования для назначения пенсии. Они одинаковы для установления как страховой, так и накопительной пенсии.

Так, пенсия полагается гражданам, у которых (ст. 8 Закона № 400-ФЗ, ст. 6 Федерального закона 28.12.2013 № 424-ФЗ, далее – Закон № 424-ФЗ):

Индивидуальный пенсионный коэффициент – новое понятие, о нем пойдет речь далее.

Отметим, что стаж, необходимый для установления пенсии, будет повышаться постепенно. В 2015 году составит 6 лет, а далее будет ежегодно повышаться на один год. Таким образом, предусмотренная Законом № 400-ФЗ необходимая величина страхового стажа должна достигнуть установленного размера (15 лет) в 2024 году. В последующие периоды увеличение продолжительности страхового стажа не планируется.

Ежегодное повышение размера страхового стажа представлено в таблице (см. Приложение 3 к Закону № 400-ФЗ):

 

Таблица 1. Продолжительность страхового стажа для назначения страховой пенсии

Год назначения пенсии по старостиНеобходимый стаж
2015 год 6 лет
2016 год 7 лет
2017 год 8 лет
2018 год 9 лет
2019 год 10 лет
2020 год 11 лет
2021 год 12 лет
2022 год 13 лет
2023 год 14 лет
2024 год и далее 15 лет

 

Если лицо, достигшее пенсионного возраста, не имеет на этот момент страхового стажа, достаточного для назначения ему пенсии, то можно, как и сейчас, обратиться за установлением социальной пенсии по старости. При этом за указанной пенсией вправе обратиться мужчины, достигшие 65 лет, и женщины, достигшие 60 лет (пп. 2 п. 10 ст. 22 Закона № 400-ФЗ, пп. 5 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ).

В страховой стаж, дающий право на получение пенсии по старости, включаются не только периоды работы, в течение которых за гражданина уплачивались взносы в ПФР, но и иные "нетрудовые" периоды. В частности, это время прохождения военной службы, получения пособия по безработице, получения пособия по временной нетрудоспособности (ст. 12 Закона № 400-ФЗ).

В Законе № 400-ФЗ перечислены все те же "нетрудовые" периоды, которые учитываются при назначении пенсии и в настоящее время. Единственная особенность касается продолжительности периода отпуска по уходу за ребенком, который включается в стаж при назначении пенсии. Так, до 2014 года в страховой стаж засчитывался период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности. Продолжительность такого периода начиная с 2014 года постепенно увеличивается и составляет:

Обратите внимание!

В связи с тем, что начиная с 1 января 2014 года увеличен период отпуска по уходу за ребенком, зачисляемый в страховой стаж, размеры пенсий, назначенные до указанной даты, будут пересчитаны (ст. 3 Закона № 427-ФЗ). При этом в Законе № 427-ФЗ поясняется, что какое-либо заявление для осуществления такого пересчета подавать не требуется, если у органа ПФР в наличии есть все необходимые документы. В случае, когда таких документов нет, заявление придется представить вместе с приложением подтверждающих документов. Таким образом, в любом случае гражданам, которые уже получают пенсию либо которым она была недавно назначена, целесообразно обратиться в отделение ПФР по месту жительства, чтобы выяснить, нужно ли им подавать заявление на пересчет пенсии.

Отметим, что как периоды работы, так и иные "нетрудовые" периоды, которые возникли до 1 января 2015 года, при подсчете стажа могут учитываться не только по новым, но и по действующим сейчас правилам. Выбор должен осуществить сам гражданин (п. 8 ст. 13 Закона № 400-ФЗ). Вероятнее всего, для этого при обращении за назначением пенсии потребуется написать соответствующее заявление. Его форма пока не утверждена.

Индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) - новое понятие в пенсионном законодательстве. Это величина, которая в относительных единицах отражает пенсионные права гражданина. Она определяется по состоянию на день выхода на пенсию и рассчитывается по следующей формуле (ч. 9 ст. 15 Закона № 400-ФЗ):

ИПК на дату выхода на пенсию = (ИПК за периоды
до 01.01.2015
+ ИПК за периоды)
после 01.01.2015
x коэффициент повышения страховой пенсии

ИПК определяется по-разному за периоды до и после 1 января 2015 года.

Величина ИПК за периоды до 1 января 2015 года определяется следующим образом (ч. 10 ст. 15, ч. 1 ст. 34 Закона № 400-ФЗ):

ИПК за периоды до 01.01.2015 = размер пенсии, рассчитанный по действующим правилам, по состоянию на 31.12.2014 / 64 руб. 10 коп. + сумма ИПК за иные "нетрудовые" периоды, которые включаются в стаж

В данной формуле 64 руб. 10 коп. – это стоимость пенсионного коэффициента (СПК). Стоимость пенсионного коэффициента – еще одно новое понятие. СПК представляет собой фиксированное значение, которое устанавливается на каждый год федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда РФ (ч. 22 ст. 15 Закона № 400-ФЗ). По состоянию на 1 января 2015 года размер СПК составляет 64 руб. 10 коп.

При этом ИПК за "нетрудовые" периоды учитываются при расчете при условии, что гражданин выбрал вариант расчета пересчета пенсии, назначенной до 2015 года, по новым правилам.

Отметим, что для "нетрудовых" периодов предусмотрены отдельные фиксированные ежегодные значения ИПК. Их значения в расчете за полный за полный календарный год следующие (ч. 12 ст. 15 Закона № 400-ФЗ):

 

Иное периоды, засчитываемые в страховой стажРазмер индивидуального пенсионного коэффициента в расчете за полный календарный год
период прохождения военной службы по призыву 1,8
период ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет 1,8
период проживания вместе с супругами, проходящими военную службу по контракту в местностях, где отсутствует возможность трудоустройства, но не более 5 лет в общей сложности 1,8
период проживания (но не более пяти лет в общей сложности) за границей вместе с супругами, направленными:
  • в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ;
  • в постоянные представительства РФ при международных организациях;
  • в торговые представительства РФ в иностранных государствах;
  • в представительства федеральных органов исполнительной власти;
  • в качестве представителей перечисленных органов зарубеж
1,8
период ухода одним из родителей за первым ребенком до достижения им возраста полутора лет 1,8
период ухода одним из родителей за вторым ребенком до достижения им возраста полутора лет 3,6
период ухода одним из родителей за третьим или четвертым ребенком до достижения им возраста полутора лет 5,4

 

В ст. 12 Закона № 400-ФЗ поименованы и другие периоды, которые учитываются при подсчете страхового стажа. К ним относятся:

Однако в отношении них коэффициенты не предусмотрены. Полагаем, что в ближайшее время этот пробел будет законодательно устранен.

Если продолжительность какого-либо из "нетрудовых" периодов меньше календарного года, то коэффициент учитывается не целиком, а исходя из фактической продолжительности данного периода. В этом случае за один месяц учитывается 1/12 часть коэффициента, а за один день – 1/360 часть коэффициента (ч. 14 ст. 15 Закона № 400-ФЗ).

Например, начиная с 1 марта 2015 года, лицо находится в отпуске по уходу за первым ребенком. Отпуск заканчивается 30 сентября 2016 года. Соответственно, ИПК за время нахождения в отпуске по уходу за ребенком составит:

Величина ИПК за периоды с 1 января 2015 года рассчитывается по следующей формуле (ч. 11 ст. 15 Закона № 400-ФЗ):

ИПК за периоды с 01.01.2015 = сумма ИПК, учитывающих ежегодные отчисления взносов в ПФР начиная с 01.01.2015 + сумма ИПК за иные "нетрудовые" периоды, которые включаются в стаж  

Как видно из формулы, при определении ИПК начиная с 1 января 2015 года суммируются ИПК за то время, когда уплачивались взносы на обязательное пенсионное страхования (самим гражданином (например, предпринимателем) либо его работодателем), а также за иные периоды, которые включаются в расчет страхового стажа наравне с периодами работы и (или) иной деятельности.

ИПК, учитывающий величину уплаченных в ПФР взносов, определяется таким образом (ч. 18 ст. 15 Закона № 400-ФЗ):

ИПК с учетом отчислений в ПФР = сумма фактически начисленных и уплаченных за соответствующий год взносов в ПФР, рассчитанных исходя из индивидуальной части тарифа взносов в ПФР / нормативный размер взносов в ПФР x 10

В свою очередь, нормативный размер взносов в ПФР рассчитывается по формуле (ч. 18 ст. 15 Закона № 400-ФЗ):

нормативный размер взносов в ПФР = максимальная величина индивидуальной части тарифа взносов в ПФР x предельный размер базы для начисления взносов в соответствующем году

Заметим, что ежегодный размер ИПК за периоды трудовой и (или) иной деятельности, при которой уплачивались взносы на обязательное пенсионное страхование, ограничен максимальными значениями. Они зависят от того, формируется у гражданина накопительная пенсия за счет обязательных пенсионных отчислений, направленных на ее финансирование, либо нет.

Обратите внимание!

Напомним, что с 1 января 2014 года действует правило, согласно которому граждане 1967 г.р. и моложе до 31 декабря 2015 года включительно могут следующим образом распорядиться своими пенсионными накоплениями: направить на накопительную часть пенсии 6 процентов тарифа страхового взноса либо вообще отказаться от ее формирования.

Начиная с 2015 года и вплоть до 2021 года предельные размеры ИПК постепенно увеличиваются (ч. 4 ст. 35 Закона № 400-ФЗ). Приведем их значения в таблице (см. Приложение 4 к Закону № 400-ФЗ):

 

Таблица 2. Максимальные значения индивидуального пенсионного коэффициента

Год назначения пенсии по старостиМаксимальное значение ИПК для граждан, за которых не уплачиваются взносы на накопительную пенсиюМаксимальное значение ИПК для граждан, за которых уплачиваются взносы на накопительную пенсию
2015 год 7,39 4,62
2016 год 7,83 4,89
2017 год 8,26 5,16
2018 год 8,70 5,43
2019 год 9,13 5,71
2020 год 9,57 5,98
2021 год и далее 10 6,25

 

Получается, что если определенный расчетным путем ИПК превышает его максимальный размер, установленный на соответствующий год, то при расчете пенсии будет учитываться предельное значение ИПК.

При итоговом расчете страховой пенсии ИПК за периоды до и после 1 января 2015 года суммируются и умножаются на стоимость пенсионного коэффициента (СПК) на день, с которого назначается страховая пенсия по старости (ч. 1 ст. 15 Закона № 400-ФЗ).

Значения ИПК округляются до трех знаков после запятой. Если четвертый знак равен или больше пяти, то третий знак увеличивается на единицу (ч. 26 ст. 15 Закона № 400-ФЗ).

Применение повышающего коэффициента при расчете страховой пенсии

Итоговая величина ИПК может быть увеличена на специальный коэффициент в случаях, если гражданин (ч. 15 ст. 15 Закона № 400-ФЗ):

В то же время предусмотрены случаи, когда коэффициент повышения ИПК не используется. Так, страховая пенсия не корректируется на коэффициент, если гражданин получает иную пенсию, кроме накопительной пенсии (например, является получателем пенсии за выслугу лет) либо если ему назначено ежемесячное пожизненное содержание (ч. 16 ст. 15 Закона № 400-ФЗ).

Размеры коэффициентов установлены исходя из числа полных месяцев, истекших с момента достижения пенсионного возраста или со дня прекращения выплаты страховой пенсии в связи с отказом от ее получения (в том числе в отношении пенсии, назначенной досрочно) (ч. 17 ст. 15 Закона № 400-ФЗ). Величины коэффициентов следующие (см. Приложение 1 к Закону № 400-ФЗ):

 

Таблица 3. Коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента

Число полных месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, в т.ч. назначаемой досрочноПовышающий коэффициент для лиц, не имеющих права на досрочное назначение страховой пенсии по старостиПовышающий коэффициент для лиц, имеющих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости
менее 12 1 1
12 1,07 1,046
24 1,15 1,1
36 1,24 1,16
48 1,34 1,22
60 1,45 1,29
72 1,59 1,37
84 1,74 1,45
96 1,9 1,52
108 2,09 1,6
120 2,32 1,68

Фиксированная выплата к страховой пенсии

Одновременно с назначением страховой пенсии по старости будет производиться выплата в фиксированном размере. Она является аналогом нынешнего фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии (п. 1 ст. 14 Закона № 173-ФЗ). В настоящий момент в общем случае базовый размер пенсии равен 2 562 руб. в месяц (п. 2 ст. 14 Закона № 173-ФЗ). При этом такая выплата предусмотрена и в большем размере, например, лицам, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами I группы (у которых нет на иждивении нетрудоспособных членов семьи) (п. 3 ст. 14 Закона № 173-ФЗ).

Размер фиксированной выплаты, которая будет назначаться с 2015 года, составляет 3 935 руб. в месяц (ч.ч. 1, 3 ст. 16 Закона № 400-ФЗ). Указанная величина будет ежегодно индексироваться (ч.ч. 6, 7 ст. 16 Закона № 400-ФЗ).

Закон № 400-ФЗ так же предусматривает категории лиц, которым фиксированная выплата полагается в повышенном размере. При этом добавлена новая категория граждан, имеющих право на такое повышение. К ним относятся лица, проработавшие не менее 30 календарных дней в сельском хозяйстве и не занимающиеся какой-либо иной деятельностью, при осуществлении которой за них уплачиваются взносы в ПФР. Для таких лиц повышение установлено в размере 25 процентов от общей величины фиксированной выплаты к страховой пенсии. Оно выплачивается на протяжении времени их проживания в сельской местности (ч. 14 ст. 17 Закона № 400-ФЗ). Однако в случае переезда таких граждан из сельской местности на новое место жительства, фиксированная выплата к пенсии повышена не будет (ч. 15 ст. 17 Закона № 400-ФЗ).

Обратите внимание, что перечисленные нововведения вступят в силу с 1 января 2016 года (ч. 2 ст. 36 Закона № 400-ФЗ).

Заметим, что фиксированная выплата к пенсии так же, как и сама страховая пенсия, может быть увеличена на коэффициент повышения в аналогичных случаях, а именно (ч. 4 ст. 16 Закона № 400-ФЗ):

Коэффициент повышения применяется к фиксированной выплате, назначенной не ранее чем с 1 января 2015 года. Размеры указанного коэффициента определены исходя из числа полных месяцев, прошедших со дня возникновения права на страховую пенсию. Перечислим их (см. Приложение 2 к Закону № 400-ФЗ):

 

Таблица 4. Коэффициент повышения размера фиксированной выплаты

Число полных месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, в т.ч. назначаемой досрочноПовышающий коэффициент для лиц, не имеющих права на досрочное назначение страховой пенсии по старостиПовышающий коэффициент для лиц, имеющих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости
12 1,056 1,036
24 1,12 1,07
36 1,19 1,12
48 1,27 1,16
60 1,36 1,21
72 1,46 1,26
84 1,58 1,32
96 1,73 1,38
108 1,9 1,45
120 2,11 1,53

 

Из таблиц 3 и 4 видно, коэффициенты повышения установлены для случаев обращения за пенсией позже на определенное количество полных лет. Однако не ясно, как такие коэффициенты будут использоваться при расчете пенсии, если года не полные.

Например, если после достижения пенсионного возраста гражданин обращается за назначением пенсии через 1 год и 8 месяцев.

Возможно, будет применяться тот же порядок, что и при исчислении ИПК за "нетрудовые" периоды (ч. 14 ст. 15 Закона № 400-ФЗ). То есть за один месяц неполного года коэффициент повышения составит 1/12 часть коэффициента за полный календарный год, а за один день - 1/360 часть коэффициента за год.

Отметим также, что максимальное число полных месяцев, прошедших с момента получения права на пенсию, для применения повышающих коэффициентов законодательно ограничено числом 120. Соответственно, даже если обратиться за пенсией через 10 лет с момента возникновения права на нее, коэффициент повышения в большем размере применяться не будет.

Порядок расчета накопительной пенсии по старости

Вначале напомним, что получать накопительную часть пенсии (с 1 января 2015 года – накопительную пенсию) могут граждане 1967 года и моложе, как только достигнут пенсионного возраста.

По действующим в настоящее время нормам накопительная часть трудовой пенсии определяется по формуле (п. 23 ст. 14 Закона № 173-ФЗ):

накопительная часть трудовой пенсии по старости = сумма пенсионных накоплений по состоянию на день, с которого назначена пенсия / количество месяцев ожидаемого периода выплаты накопительной части пенсии

Количество месяцев ожидаемого периода на каждый год устанавливается Федеральным законом. С 1 января 2013 года данная величина равняется 228 месяцам (ст. 32 Закона № 173-ФЗ).

Согласно новым правилам, формула, по которой будет определяться накопительная пенсия, не изменится (ч. 2 ст. 7 Закона № 424-ФЗ). При этом продолжительность ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии до 1 января 2016 года установлена в размере 228 месяцев, а с 1 января 2016 года продолжительность указанного периода будет ежегодно определяться федеральным законом (ч. 3 ст. 7 Закона № 424-ФЗ).

При обращении за установлением пенсии в более позднем возрасте она должна выплачиваться в повышенном размере. Такое правило действует и сейчас. Это связано с тем, что в подобной ситуации ожидаемый период выплаты накопительной пенсии сокращается за каждый полный год, прошедший с момента возникновения права на нее, на 12 месяцев.

Пересчет страховой пенсии лицам, которым до 2015 года она уже назначена

В отношении лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2014 года пенсия уже будет назначена, предусмотрен пересчет положенных им пенсионных выплат за периоды до 1 января 2015 года в индивидуальные пенсионные коэффициенты (ИПК). Это необходимо для унификации порядка расчета пенсии.

Однако если в результате такого пересчета величина пенсии, определенная по новым правилам, окажется меньше той величины, которая рассчитана по нормам, действующим до 1 января 2015 года, пенсия будет назначена в более высоком размере (ст. 34 Закона № 400-ФЗ). Таким образом, при переходе на новый порядок расчета пенсий уже назначенные пенсионерам выплаты не должны понижаться.

Правила обращения за пенсией

Сейчас граждане могут обратиться за назначением им трудовой пенсии в территориальное отделение ПФР по месту жительства (п. 6 Правил, утв. постановлением Минтруда России № 17, Пенсионного фонда РФ № 19пб от 27.02.2002).

С 1 января 2015 года порядок обращения за выплатой страховой и накопительной пенсии будет отличаться.

Так, документы, необходимые для назначения пенсии, можно будет представить не только непосредственно в территориальное отделение ПФР, но и через (ч.ч. 2, 3 ст. 21 Закона № 400-ФЗ, ч.ч. 3, 5 ст. 9 Закона № 424-ФЗ):

Обращаем внимание, что накопительную пенсию должен выплачивать тот страховщик, которому гражданин передал свои пенсионные накопления. Им может быть как ПФР, так и негосударственный пенсионный фонд (НПФ) либо управляющая компания (УК).

Если накопительная пенсия формировалась в ПФР, то для ее получения гражданин должен будет (ч. 3 ст. 9 Закона № 424-ФЗ):

Если накопительная пенсия формировалась в НПФ либо в УК, то обращаться за ее назначением потребуется в соответствующий НПФ или УК (ч. 4 ст. 9 Закона № 424-ФЗ).

При этом вне зависимости от того, кто выступает в качестве страховщика, гражданин может подать документы для выплаты ему накопительной пенсии через своего работодателя (ч. 5 ст. 9 Закона № 424-ФЗ).

Минтруд России в информации от 19.11.2013 http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/pension/13 представил пояснения пенсионной реформы. Перечислим основные положения:

  1. на размер страховой пенсии по старости будут влиять:

Соответственно, чем выше такие показатели, тем больше размер пенсии;

  1. обращение за пенсией (как страховой, так и накопительной) позже достижения пенсионного возраста должно привести к ее увеличению. Ведь за каждый год более позднего обращения за страховой пенсией ее размер будет увеличиваться на соответствующие коэффициенты. А величина накопительной пенсии в таком случае будет увеличиваться за счет сокращения периода ожидаемой выплаты пенсии;
  2. правила расчета пенсий для самозанятых лиц (предпринимателей, адвокатов, нотариусов и др.) и наемных работников одинаковы;
  3. в течение 2014 года ПФР будет проводить перевод пенсионных прав граждан, сформированных до 1 января 2015 года, в пенсионные коэффициенты (ИПК). Однако гражданам не придется обращаться в территориальные отделения ПФР с заявлениями на такой пересчет. Органы ПФР на местах сделают это самостоятельно на основании сведений персонифицированного учета.