Комментарии законодательства

Изменения в порядок представления декларации по НДС и другие нововведения в НК РФ

Документ

Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям"

Комментарий

Изменения, внесенные в НК РФ Федеральным законом от 28.06.2013 № 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям" (далее - Закон) направлены на ужесточение контроля за деятельностью налогоплательщиков. Так, налоговые органы получили больше полномочий как при проведении проверок, так и вне их рамок. Налогоплательщики при этом наделены дополнительными обязанностями, связанными с представлением декларации по НДС, пояснений, квитанций о получении документов от налогового органа в электронной форме и пр. Остановимся на них подробнее.

 

НДС

Закон внес серьезные изменения в порядок представления отчетности по НДС:

1. С 2014 года все налогоплательщики (в т.ч. являющиеся налоговыми агентами), а также неплательщики НДС, выставляющие счета-фактуры с выделенным НДС (п. 5 ст. 173 НК РФ), должны представлять декларации по НДС в электронной форме (п. 5 ст. 174 НК РФ). Причем за непредставление деклараций к ответственности по ст. 119 НК РФ может быть привлечен не только налогоплательщик, но и лицо, не являющееся плательщиком НДС. Тем самым законодатель разрешил давний налоговый спор (см. статью-рекомендацию).

2. Налоговые агенты, которые не являются налогоплательщиками или освобождены от обязанностей налогоплательщика с 2014 года, обязаны подавать декларации по НДС в удобной им форме: письменной или электронной. Декларации представляются ими в обычном порядке, то есть до 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 174 НК РФ).

3. Посредники, не являющиеся плательщиками НДС, но выставляющие или получающие счета-фактуры при осуществлении деятельности по договорам поручения, комиссии или агентирования, обязаны вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур с 1 января 2014 года (п. 3.1 ст. 169 НК РФ). Если такой посредник не является налоговым агентом, то он должен представить налоговому органу журнал в электронной форме, если является – то декларацию в электронной форме до 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 174 НК РФ). Такой порядок вводится с 1 января 2015 года.

4. Дополнен перечень сведений, которые должны быть указаны в декларации по НДС:

Кроме того, с 2015 года расширяются полномочия налоговых органов при проверке деклараций по НДС, в которых:

В рамках камеральной проверки таких деклараций налоговики могут проводить осмотр территорий, помещений, документов и предметов (п. 1 ст. 91 НК РФ, п. 1 ст. 92 НК РФ).

Помимо этого, если в декларации выявлены противоречия или несоответствия, инспекция может истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы (п. 8.1 ст. 88 НК РФ). Полагаем, что эти правила применяются к декларациям, представленным после 1 января 2015 года.

 

Камеральная проверка

Действующая редакция ст. 88 НК РФ разрешает налоговому органу требовать у налогоплательщика пояснения в том случае, если в ходе проверки декларации (расчете) выявлены ошибки или противоречия (несоответствия) в представленных документах. Новая редакция п. 3 ст. 88 НК РФ вводит дополнительные основания для истребования пояснений налогоплательщика:

Такие пояснения налогоплательщик должен представить в течение 5 дней. Вместе с ними можно передать выписки из регистров налогового, бухгалтерского учета и иные документы, подтверждающие достоверность внесенных данных (п. 4 ст. 88 НК РФ).

Однако если "уточненка" с уменьшением налога к уплате или с увеличением убытка представляется налогоплательщиком по истечении двух лет со дня, установленного для подачи декларации, то инспекция вправе истребовать первичные и иные документы, а также аналитические регистры налогового учета (п. 8.3 ст. 88 НК РФ).

Кроме того, в п. 10 ст. 88 НК РФ уточнено, что правила проведения камеральной проверки распространяются также на иных лиц, которые обязаны представлять налоговые декларации. Речь идет о неплательщиках, которые выставляют счета-фактуры с выделенным НДС (п. 5 ст. 173 НК РФ).

Перечисленные нововведения применяются к тем декларациям, которые представлены после 1 января 2014 года.

 

Истребование документов вне рамок налоговых проверок

С 30 июля 2013 года налоговый орган наделяется правом истребовать документы по конкретной сделке вне рамок налоговых проверок (п. 2 ст. 93.1 НК РФ). Прежняя редакция данной нормы предусматривала возможность получать только информацию.

 

Подтверждение о получении документов в электронной форме от налогового органа

Согласно новому п. 5.1 ст. 23 НК РФ лица, которые обязаны представлять электронную отчетность, должны обеспечить получение от налогового органа документов в электронной форме. Речь идет о направлении налогоплательщику требований о представлении документов, об уплате налога и пр. Причем налогоплательщик должен передать налоговому органу квитанцию о приеме таких документов в электронном виде в течение 6 дней со дня их отправки. В настоящее время утвержден порядок направления требования о предоставлении информации и порядок представления документов по требованию налогового органа в электронном виде (совместный приказ Минфина России и ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@). Однако форматы, по которым должен осуществляться такой обмен, пока не утверждены.

Если в течение 10 дней по истечении этого срока лицо не представит квитанцию о приеме требования о представлении документов, о представлении пояснений или уведомления о вызове в налоговый орган, то его операции по счетам в банке и переводы электронных денежных средств могут быть приостановлены (п. 3 ст. 76 НК РФ).

Такое решение налоговый орган отменит, если (пп. 2 п. 3.1 ст. 76 НК РФ):

Данные изменения вступают в силу с 1 января 2015 года и применяются при получении лицом документов в электронной форме от налогового органа после этой даты.

 

Адреса налогоплательщика для направления документов по почте

Уточнены адреса, по которым налоговый орган должен направлять документы по почте налогоплательщикам (п. 5 ст. 31 НК РФ):

Таким образом, законодатель устранил неопределенность в вопросе, по какому адресу налоговый орган обязан направлять документы налогоплательщику. Суды и ранее приходили к выводу, что требования инспекции считаются полученными, если они направлены по юридическому адресу налогоплательщика (см. постановления ФАС Уральского округа от 02.06.2009 № Ф09-3420/09-С3, ФАС Московского округа от 26.10.2011 № А40-114301/10-35-622). Однако некоторые исходили из того, что документы должны быть направлены по всем известным налоговому органу адресам налогоплательщика (см. постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.08.2009 № А78-6367/08, ФАС Северо-Кавказского округа от 04.03.2008 № Ф08-995/08-338А).

Эти правила действуют с 30 июля 2013 года.

 

Взыскание недоимки с взаимозависимых организаций

С 30 июля 2013 года действует новая редакция пп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ, согласно которой в судебном порядке взыскивается числящаяся более трех месяцев недоимка:

Взыскание производится в пределах поступивших от налогоплательщика-должника выручки от реализации, денежных средств или иного имущества (учитывается остаточная стоимость имущества, отраженная в бухучете на момент, когда организация, за которой числится недоимка, узнала о налоговой проверке).

Если выручка от реализации, денежные средства или иное имущество передавались налогоплательщиком-должником нескольким организациям, то недоимка взыскивается пропорционально поступившей им доле.

Такой порядок взыскания применяется и в тех случаях, если выручка или имущество передавались между взаимозависимыми организациями через совокупность взаимосвязанных операций с участием других лиц.

Эти правила распространяются на недоимку, которая возникла с 30 июля 2013 года. Однако вероятно, что налоговые органы будут применять эти нормы ко всем недоимкам, выявленным после этой даты.

 

Новые обязанности банков

Изменения коснулись обязанностей банков (ст. 86 НК РФ). Так, с 1 июля 2014 года банки должны представлять налоговым органам сведения об открытии, закрытии, изменении реквизитов не только счета, но и вклада (депозита) организаций и индивидуальных предпринимателей, а также о счетах (вкладах, депозитах) физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.