Документ
Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям"
Комментарий
Изменения, внесенные в НК РФ Федеральным законом от 28.06.2013 № 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям" (далее - Закон) направлены на ужесточение контроля за деятельностью налогоплательщиков. Так, налоговые органы получили больше полномочий как при проведении проверок, так и вне их рамок. Налогоплательщики при этом наделены дополнительными обязанностями, связанными с представлением декларации по НДС, пояснений, квитанций о получении документов от налогового органа в электронной форме и пр. Остановимся на них подробнее.
Закон внес серьезные изменения в порядок представления отчетности по НДС:
1. С 2014 года все налогоплательщики (в т.ч. являющиеся налоговыми агентами), а также неплательщики НДС, выставляющие счета-фактуры с выделенным НДС (п. 5 ст. 173 НК РФ), должны представлять декларации по НДС в электронной форме (п. 5 ст. 174 НК РФ). Причем за непредставление деклараций к ответственности по ст. 119 НК РФ может быть привлечен не только налогоплательщик, но и лицо, не являющееся плательщиком НДС. Тем самым законодатель разрешил давний налоговый спор (см. статью-рекомендацию).
2. Налоговые агенты, которые не являются налогоплательщиками или освобождены от обязанностей налогоплательщика с 2014 года, обязаны подавать декларации по НДС в удобной им форме: письменной или электронной. Декларации представляются ими в обычном порядке, то есть до 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 174 НК РФ).
3. Посредники, не являющиеся плательщиками НДС, но выставляющие или получающие счета-фактуры при осуществлении деятельности по договорам поручения, комиссии или агентирования, обязаны вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур с 1 января 2014 года (п. 3.1 ст. 169 НК РФ). Если такой посредник не является налоговым агентом, то он должен представить налоговому органу журнал в электронной форме, если является – то декларацию в электронной форме до 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 174 НК РФ). Такой порядок вводится с 1 января 2015 года.
4. Дополнен перечень сведений, которые должны быть указаны в декларации по НДС:
- налогоплательщики должны указывать сведения, содержащиеся в книге покупок и книге продаж;
- посредники – данные журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур по такой деятельности;
- неплательщики НДС – сведения, указанные в выставленных счетах-фактурах с НДС. Конкретный состав дополнительных сведений декларации должна утвердить ФНС России (п. 5.1 ст. 174 НК РФ). Эти правила действуют с 2015 года.
Кроме того, с 2015 года расширяются полномочия налоговых органов при проверке деклараций по НДС, в которых:
- выявлены противоречия или ее сведения не соответствуют данным деклараций по НДС или журналов учета счетов-фактур других лиц, что свидетельствует о занижении НДС к уплате или завышении НДС к возмещению;
- заявлена сумма НДС к возмещению.
В рамках камеральной проверки таких деклараций налоговики могут проводить осмотр территорий, помещений, документов и предметов (п. 1 ст. 91 НК РФ, п. 1 ст. 92 НК РФ).
Помимо этого, если в декларации выявлены противоречия или несоответствия, инспекция может истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы (п. 8.1 ст. 88 НК РФ). Полагаем, что эти правила применяются к декларациям, представленным после 1 января 2015 года.
Действующая редакция ст. 88 НК РФ разрешает налоговому органу требовать у налогоплательщика пояснения в том случае, если в ходе проверки декларации (расчете) выявлены ошибки или противоречия (несоответствия) в представленных документах. Новая редакция п. 3 ст. 88 НК РФ вводит дополнительные основания для истребования пояснений налогоплательщика:
- представление уточненной декларации (расчета), в которой уменьшена сумма к уплате в бюджет по сравнению с первоначальной;
- представление декларации, в которой заявлен убыток.
Такие пояснения налогоплательщик должен представить в течение 5 дней. Вместе с ними можно передать выписки из регистров налогового, бухгалтерского учета и иные документы, подтверждающие достоверность внесенных данных (п. 4 ст. 88 НК РФ).
Однако если "уточненка" с уменьшением налога к уплате или с увеличением убытка представляется налогоплательщиком по истечении двух лет со дня, установленного для подачи декларации, то инспекция вправе истребовать первичные и иные документы, а также аналитические регистры налогового учета (п. 8.3 ст. 88 НК РФ).
Кроме того, в п. 10 ст. 88 НК РФ уточнено, что правила проведения камеральной проверки распространяются также на иных лиц, которые обязаны представлять налоговые декларации. Речь идет о неплательщиках, которые выставляют счета-фактуры с выделенным НДС (п. 5 ст. 173 НК РФ).
Перечисленные нововведения применяются к тем декларациям, которые представлены после 1 января 2014 года.
Истребование документов вне рамок налоговых проверок
С 30 июля 2013 года налоговый орган наделяется правом истребовать документы по конкретной сделке вне рамок налоговых проверок (п. 2 ст. 93.1 НК РФ). Прежняя редакция данной нормы предусматривала возможность получать только информацию.
Подтверждение о получении документов в электронной форме от налогового органа
Согласно новому п. 5.1 ст. 23 НК РФ лица, которые обязаны представлять электронную отчетность, должны обеспечить получение от налогового органа документов в электронной форме. Речь идет о направлении налогоплательщику требований о представлении документов, об уплате налога и пр. Причем налогоплательщик должен передать налоговому органу квитанцию о приеме таких документов в электронном виде в течение 6 дней со дня их отправки. В настоящее время утвержден порядок направления требования о предоставлении информации и порядок представления документов по требованию налогового органа в электронном виде (совместный приказ Минфина России и ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@). Однако форматы, по которым должен осуществляться такой обмен, пока не утверждены.
Если в течение 10 дней по истечении этого срока лицо не представит квитанцию о приеме требования о представлении документов, о представлении пояснений или уведомления о вызове в налоговый орган, то его операции по счетам в банке и переводы электронных денежных средств могут быть приостановлены (п. 3 ст. 76 НК РФ).
Такое решение налоговый орган отменит, если (пп. 2 п. 3.1 ст. 76 НК РФ):
- лицо передаст квитанцию о приеме документов, направленных налоговым органом;
- лицо представит документы (пояснения);
- представитель организации явится в налоговый орган.
Данные изменения вступают в силу с 1 января 2015 года и применяются при получении лицом документов в электронной форме от налогового органа после этой даты.
Адреса налогоплательщика для направления документов по почте
Уточнены адреса, по которым налоговый орган должен направлять документы по почте налогоплательщикам (п. 5 ст. 31 НК РФ):
- российской организации - по адресу места ее нахождения, содержащемуся в ЕГРЮЛ;
- иностранной организации - по адресу места осуществления деятельности на территории РФ, содержащемуся в ЕГРН;
- индивидуальному предпринимателю, нотариусу, адвокату, физическому лицу - по адресу места жительства (места пребывания) или по предоставленному им адресу для направления корреспонденции, содержащемуся в ЕГРН. Форма заявления о предоставлении такого адреса налогоплательщиком должна быть утверждена ФНС России.
Таким образом, законодатель устранил неопределенность в вопросе, по какому адресу налоговый орган обязан направлять документы налогоплательщику. Суды и ранее приходили к выводу, что требования инспекции считаются полученными, если они направлены по юридическому адресу налогоплательщика (см. постановления ФАС Уральского округа от 02.06.2009 № Ф09-3420/09-С3, ФАС Московского округа от 26.10.2011 № А40-114301/10-35-622). Однако некоторые исходили из того, что документы должны быть направлены по всем известным налоговому органу адресам налогоплательщика (см. постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.08.2009 № А78-6367/08, ФАС Северо-Кавказского округа от 04.03.2008 № Ф08-995/08-338А).
Эти правила действуют с 30 июля 2013 года.
Взыскание недоимки с взаимозависимых организаций
С 30 июля 2013 года действует новая редакция пп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ, согласно которой в судебном порядке взыскивается числящаяся более трех месяцев недоимка:
- зависимых (дочерних) обществ с основных (преобладающих, участвующих) организаций, если на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ;
- основных (преобладающих, участвующих) обществ с зависимых (дочерних) организаций, если на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ;
- зависимых (дочерних) организаций с основных (преобладающих, участвующих) обществ, если после того как организация узнала о проведении проверки, она передала денежные средства, иное имущество основному (преобладающему, участвующему) обществу, что привело к невозможности взыскания;
- основных (преобладающих, участвующих) организаций с зависимых (дочерних) обществ, если после того как организация узнала о проведении проверки, она передала денежные средства, иное имущество зависимому (дочернему) обществу, что привело к невозможности взыскания.
Взыскание производится в пределах поступивших от налогоплательщика-должника выручки от реализации, денежных средств или иного имущества (учитывается остаточная стоимость имущества, отраженная в бухучете на момент, когда организация, за которой числится недоимка, узнала о налоговой проверке).
Если выручка от реализации, денежные средства или иное имущество передавались налогоплательщиком-должником нескольким организациям, то недоимка взыскивается пропорционально поступившей им доле.
Такой порядок взыскания применяется и в тех случаях, если выручка или имущество передавались между взаимозависимыми организациями через совокупность взаимосвязанных операций с участием других лиц.
Эти правила распространяются на недоимку, которая возникла с 30 июля 2013 года. Однако вероятно, что налоговые органы будут применять эти нормы ко всем недоимкам, выявленным после этой даты.
Изменения коснулись обязанностей банков (ст. 86 НК РФ). Так, с 1 июля 2014 года банки должны представлять налоговым органам сведения об открытии, закрытии, изменении реквизитов не только счета, но и вклада (депозита) организаций и индивидуальных предпринимателей, а также о счетах (вкладах, депозитах) физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.