Комментарии законодательства

Некоторые основные средства поменяли амортизационную группу с 1 января 2018 года.

Документ

Постановление Правительства РФ от 28.04.2018 № 526

Комментарий

Правительство РФ внесло изменения в Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы (постановление от 28.04.2018 № 526, далее – Постановление № 526). Так, подраздел "Сооружения и передаточные устройства" изложен в новой редакции, что может привести к изменению амортизационных групп в отношении некоторого имущества. Также подраздел "Машины и оборудование" во второй амортизационной группе дополнен позицией "Оборудование фонтанное и газлифтное".

Изменения в Классификации вызваны изменениями, внесенными в Общероссийский классификатор основных средств (ОКОФ) приказами Росстандарта от 04.07.2017 № 631-ст и от 13.10.2017 № 1422-ст.

Постановление № 526 устранило неясности в отношении определения амортизационных групп и, соответственно, срока полезного использования объектов основных средств для начисления амортизации, возникших после изменений ОКОФ в 2017 году.

Постановление № 526 вступило в силу 12 мая 2018 года, однако новая классификация распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2018 (п. 2 Постановления № 526). В связи с этим налогоплательщики, которые после 1 января 2018 года вводили в эксплуатацию оборудование из указанных выше подразделов, должны проверить соответствие амортизационной группы новой классификации. Если амортизационная группа меняется, то следует установить новый срок полезного использования и пересчитать амортизацию в налоговом учете.

Пересчет амортизации в налоговом учете может привести к двум результатам – к увеличению суммы признаваемых расходов или к уменьшению этой суммы. В обоих случаях возникает вопрос, как отражать изменение налоговых обязательств. Ответа на него законодательство не содержит.

Статья 54 НК РФ требует при обнаружении ошибок или искажений при исчислении налоговой базы вносить изменения в периоде этих искажений или ошибок. А согласно ст. 81 НК РФ обязательной является подача уточненки, если неотражение (неполное отражение) сведений или ошибка в сданной отчетности привели к неуплате налога (если была переплата, то уточненка сдается по желанию).

В законодательстве термины "искажение", "ошибка", "неотражение (неполное отражение) сведений" не раскрываются, поэтому определить, является ли новая информация в виде изменения законодательства искажением, неотражением или ошибкой, нельзя. В соответствии с толковыми словарями значение "неотражение" равно значению "сокрытие", т.е. несообщение определенной информации, которой лицо обладает. Ошибкой также считаются только те действия, которые не соответствовали требованиям в определенный момент времени. При этом, по мнению ФНС России, изменение законодательства, распространяющееся на прошлые налоговые (отчетные) периоды, можно трактовать как выявление искажений в исчислении налоговой базы (письмо ФНС России от 24.06.2014 № ЕД-4-15/12067).

Однако даже если согласиться с тем, что изменение норм приводит к искажению налоговой базы, то в данном случае при решении вопроса о подаче уточненок необходимо руководствоваться принципом, закрепленным в п. 2 ст. 5 НК РФ. Согласно этой норме изменения законодательства, которые ухудшают положения налогоплательщика, не имеют обратной силы, а должны применяться с даты вступления в силу этих изменений. Такая точка зрения поддержана судебной практикой (см. например, определение ВАС РФ от 02.12.2009 № ВАС-13570/09 по делу № А76-26578/08-44-728/53). При этом п. 2 ст. 5 НК РФ распространяет свое действие на акты Правительства России.

Таким образом, если налоговые обязательства плательщика уменьшились в связи с изменениями, налогоплательщик может:

  1. отразить изменения с 1 января 2018 года, при этом сумму переплаты учесть в отчетности за полугодие;
  2. отразить изменения с 1 января 2018 года и сдать уточненные декларации за 1-й квартал 2018 года.

Если налоговые обязательства плательщика увеличились, можно выбрать один из следующих способов:

  1. отразить все изменения с момента вступления в силу Постановления № 526 (12 мая 2018 года), а все суммы, начисленные до этого, не править;
  2. отразить изменения с 1 января 2018 года, при этом сумму "излишне начисленной амортизации" учесть в текущем периоде;
  3. отразить изменения с 1 января 2018 года, сдать уточненные декларации за 1-й квартал 2018 года, отразив неуплаченную сумму налога.

Первый и второй варианты могут вызвать претензии со стороны проверяющих. Скорее всего, третий вариант потребует доплаты налога на прибыль и уплаты пеней.

По имуществу, которое введено в эксплуатацию до 1 января 2018 года, амортизационные группы в налоговом учете пересматривать не нужно.

На бухгалтерский учет внесение поправок в классификацию основных средств не влияет. В бухгалтерском учете сроки полезного использования основных средств устанавливаются на основе технических характеристик объектов, режима их использования и др. Но если срок полезного использования основных средств, введенных в эксплуатацию с 1 января 2018 года, организация решила изменить и в бухгалтерском учете, то в регионах, где уплачиваются авансовые платежи по налогу на имущество, необходимо будет сдать уточненный расчет по этому налогу за 1-й кв. 2018 года.