Документ
Письмо ФНС России от 01.09.2025 № ШЮ-17-13/2296
Комментарий
ФНС России в письме от 01.09.2025 № ШЮ-17-13/2296 разъяснила порядок формирования и представления документации по контролируемым сделкам, в т. ч. по внешнеторговым операциям с сырьевыми товарами.
Так, сделки в области внешней торговли приравниваются к сделкам между взаимозависимыми лицами и признаются контролируемыми при соблюдении следующих условий (п. 3, 5 ст. 105.14 НК РФ):
- если предметом таких сделок являются товары, которые входят в одну или несколько из следующих товарных групп:
- нефть и товары, выработанные из нефти
- черные металлы
- цветные металлы
- минеральные удобрения
- драгоценные металлы и драгоценные камни
- сумма доходов по таким сделкам с одним лицом (лицами) за соответствующий календарный год превышает 120 млн руб.
В отношении контролируемых сделок налогоплательщики представляют уведомление 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). Подробнее см. здесь.
По сделкам с сырьевыми товарами, совершенными в 2024 году, налогоплательщики представляют уведомление вместе с предусмотренной документацией не позднее 01.12.2025. Это связано с тем, что положения п. 8, введенного в ст. 105.15 НК РФ, применяются только к доходам, признанным с 2024 года, причем независимо от даты договора (п. 10 ст. 6 Закона № 539-ФЗ).
По сделкам 2025 года уведомление и документацию необходимо представить в установленный срок, а именно 20.05.2026.
При этом в отношении контролируемых сделок по сырьевым товарам вместе с уведомлением необходимо представить документацию, содержащую сведения (пп. 1 – 3 п. 1, п. 8 ст. 105.15 НК РФ):
- о деятельности налогоплательщика, совершившего контролируемую сделку, перечень лиц и их функции по этой сделке, используемые активы сторонами сделки, доходы и расходы, численность сотрудников, стоимость ОС и НМА, регистрационные данные иностранного контрагента;
- об использованных методах анализа определения цен в целях налогообложения (анализ коммерческих условий сделки, источников информации, расчета интервала рыночных цен и произведенных корректировках, доходах, расходах и полученной экономической выгоде).
Кроме того, ФНС России отмечает, что для подтверждения рыночного уровня цен налогоплательщикам целесообразно делать выбор в пользу метода сопоставимых рыночных цен. Этот метод позволяет проводить качественный функциональный анализ, то есть использовать общедоступную информацию о сложившемся уровне рыночных цен (для сырьевых товаров доступны общепринятые биржевые или внебиржевые ценовые индикаторы), оценивать необходимость дополнительных корректировок, правильно применять методы трансфертного ценообразования, что снижает вероятность возникновения споров с налоговым органом.