Разъяснения государственных органов

ФНС России рассказала, как считать налоги по фиктивным сделкам

Дата публикации

Документ

Письмо ФНС России от 10.10.2022 № БВ-4-7/13450@

Комментарий

Выявление в ходе проверок схем минимизации налогов с привлечением фиктивных или технических компаний не должно приводить к начислению налогов в более высоком размере, т. к. это, по сути, равнозначно санкциям. Поэтому фискальные обязательства в такой ситуации должны определяться так, как если бы налогоплательщик не допустил злоупотреблений. Такие рекомендации приведены в письме ФНС России от 10.10.2022 № БВ-4-7/13450@ на основании сложившейся судебной практики (включая решения высших судов). Документ содержит Обзор судебных решений, где на конкретных примерах показано, как надо проводить доначисления при выявлении незаконных налоговых схем.

Право на учет фактических расходов

Большинство решений, приведенных в комментируемом Обзоре, посвящено возможности учета фактических затрат налогоплательщика даже при наличии доказательств формального документооборота с техническими компаниями. В подобных ситуациях налогоплательщик может сохранить право на учет расходов, если раскроет реальных контрагентов (тех, кто действительно, а не по документам, осуществлял спорные операции), а также суммы перечисленных им средств, с которых эти контрагенты заплатили (должны заплатить) налоги. В противном случае величина затрат принимается равной нулю, а расчетный способ их определения, установленный пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ, не используется, т. к. это возможно только в отношении добросовестных налогоплательщиков (п. 1 Обзора, определения Верховного Суда РФ от 19.05.2021 № 309-ЭС20-23981 и от 01.11.2021 № 305-ЭС21-15612).

Раскрыть информацию о реальных контрагентах налогоплательщик может в любое время, в т.ч. после завершения проверки, а также при рассмотрении дела в суде. В любом случае эти сведения должны быть учтены при определении налоговых обязательств. При этом формальный подход недопустим: изучаться должны все предоставленные налогоплательщиком данные как в совокупности, так и в отдельности (п. 3–5 Обзора, определения Верховного Суда РФ от 12.04.2022 № 302-ЭС21-22323 и от 22.08.2022 № 310-ЭС22-13933).

Правила расчета недоимки

В ситуации, когда известно, кто является фактическим продавцом (исполнителем) и что он заплатил налоги по сделке, возникает вопрос о величине налоговых обязательств, которые ИФНС следует вменить налогоплательщику. Здесь ФНС России на основе анализа судебной практики дает следующие рекомендации.

Если при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) в цепочку включены технические компании, за счет которых производилось завышение цены сделки, то недоимку следует определять исходя из величины наценки таких технических компаний к реальной стоимости товара. Следовательно, "снять" ИФНС может только часть вычетов и расходов, которая приходится на завышенную стоимость. Другими словами, в подобной ситуации налоги должны исчисляться так, как если бы договоры заключались налогоплательщиком с реальным продавцом (исполнителем) напрямую, без участия технических компаний (п. 2 и п. 8 Обзора, определения Верховного Суда РФ от 19.05.2021 № 309-ЭС20-23981, от 15.12.2021 № 305-ЭС21-18005, от 27.07.2022 № 304-ЭС22-11741).

Схожий порядок нужно применять и в ситуации, когда выявлено взаимодействие с фирмами-однодневками, которые наращивают сумму НДС и не уплачивают его в бюджет. В таком случае вычеты снимаются в той части, в которой не создан источник возмещения (п. 6 Обзора, определение Верховного Суда РФ от 25.01.2021 № 309-ЭС20-17277).

Однако в ситуации, когда реальный контрагент не является плательщиком НДС, возможность применения вычета исключается полностью. В то же время это не препятствует возможности учета реально понесенных затрат по сделке с фактическим продавцом (п. 7 Обзора, определения Верховного Суда РФ от 30.11.2021 № 309-ЭС21-22364, от 23.03.2022 № 306-ЭС22-1981, от 25.07.2022 № 308-ЭС22-11767, от 18.08.2022 № 309-ЭС22-13529, от 22.08.2022 № 310-ЭС22-13933).