Разъяснения государственных органов

Нужно ли выдавать работнику трудовую книжку для сверки данных с ПФР?

Дата публикации

Документ

Письмо Роструда от 30.08.2021 № ПГ/25181-6-1

Комментарий

Работодатель должен выдать работнику трудовую книжку для сверки данных о трудовой деятельности с ПФР. Для этого заявление работника должно быть оформлено надлежащим образом. Об этом сообщается в письме Роструда от 30.08.2021 № ПГ/25181-6-1.

Специалисты ведомства отметили, что согласно ч. 1 ст. 62 ТК РФ по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику трудовую книжку в целях его обязательного социального страхования (обеспечения). Выдавать трудовую книжку в других целях работодатель не обязан.

Напомним, что согласно ст. 1 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" обязательное социальное страхование – часть системы социальной защиты населения по страхованию работающих граждан от возможного изменения материального или социального положения. Работодатель исполняет свою обязанность по социальному страхованию работников путем уплаты страховых взносов. Общее время уплаты работодателем страховых взносов формирует страховой стаж работника (ст. 3 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ).

Страховой стаж учитывается при назначении страховой пенсии.

Поэтому если трудовая книжка нужна работнику для предоставления в ПФР для сверки трудового (страхового) стажа, зафиксированного в трудовой книжке с данными, имеющимися у ПФР, целью ее выдачи сотруднику на руки считается как раз социальное страхование (обеспечение) работника. Соответственно, отказываться выдавать ее работнику не следует.

В Роструде отметили, что если работнику нужен подлинник трудовой книжки, в заявлении на имя работодателя он должен указать причину, по которой ему это необходимо. Подробнее о порядке выдачи трудовой книжки читайте здесь. Если трудовая книжка нужна для других целей, в ее выдаче работнику можно отказать.