Разъяснения государственных органов

Можно ли учесть при расчете налога на прибыль расходы на выкладку товаров в торговых залах?

Дата публикации

Документ

Письмо Минфина России от 03.09.2021 № 03-03-06/1/71382

Комментарий

В письме от 03.09.2021 № 03-03-06/1/71382 Минфин России пришел к выводу, что расходы на услуги по выкладке товаров можно учесть при расчете налога на прибыль. Такие затраты рассматриваются как рекламные расходы. Свою позицию ведомство обосновало следующим образом.

Понятие "реклама" приведено в ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее — Закон о рекламе). Это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Если организация (заказчик) заключает договор возмездного оказания услуг, целью которого являются действия исполнителя (торговой организации), направленные на привлечение внимания потенциальных покупателей к товарам заказчика путем применения специальных технологий выкладки товара, такие действия могут рассматриваться в качестве услуг по рекламе.

Для целей налогообложения прибыли рекламные расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ). Правила учета таких расходов установлены в п. 4 ст. 264 НК РФ. Рекламные расходы, перечисленные в абз. 2-4 п. 4 ст. 264 НК РФ, не нормируются. В противном случае они учитываются в размере, не превышающем 1 % выручки от реализации. Поскольку расходы на услуги по особой выкладке товаров в торговом зале в абз. 2-4 п. 4 ст. 264 НК РФ не указаны, то они относятся к нормируемым рекламным расходам.

Аналогичной точки зрения Минфин России придерживался и ранее (см. письма от 22.04.2015 № 03-03-06/22913, от 18.03.2014 № 03-03-06/1/11641).

Анализ арбитражной практики показывает, что у судов нет единого мнения по вопросу нормирования расходов на выкладку товаров в торговом зале. Некоторые суды поддерживают фискальный подход и приходят к выводу, что рассматриваемые затраты являются нормируемыми рекламными расходами (см., например, постановления АС Уральского округа от 08.12.2016 по делу № А71-1202/2015, от 10.06.2016 по делу № А60-40179/2015, ФАС Московского округа от 06.04.2011 № КА-А40/2665-11). Но есть судебные решения и в пользу налогоплательщиков (см., например, постановления ФАС Московского округа от 18.02.2013 по делу № А40-83540/12-116-180, Центрального округа от 04.12.2008 по делу № А35-6838/07-С21 (Определением ВАС РФ от 19.03.2009 № ВАС-2627/09 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора). В них арбитры посчитали, что услуги по выкладке товаров не являются рекламой, поэтому такие расходы можно учесть в полном объеме на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Смотрите также