Разъяснения государственных органов

Как перейти на ставку НДС 20 процентов с 1 января 2019 года?

Документ

Письмо ФНС России от 23.10.2018 № СД-4-3/20667@

Комментарий

Согласно Федеральному закону от 03.08.2018 № 303-ФЗ с 1 января 2019 года производится изменение налоговой ставки НДС с 18% на 20% (с 18/118 на 20/120 и с 15,25% на 16,67%).

ФНС России в письме от 23.10.2018 № СД-4-3/20667@, согласованном с Минфином России (далее – Письмо), разъяснила порядок применения НДС в "переходном" периоде.

В пункте 1 Письма налоговая служба напомнила, что новая ставка 20% применяется в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных с 1 января 2019 года, независимо от даты и условий заключения договоров. Причем, по мнению ФНС России, изменение ставки НДС не требует внесения изменений в договоры, заключенные до 01.01.2019. В то же время стороны вправе уточнить порядок расчетов и стоимость реализуемых товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Несмотря на утверждение ФНС России, если цена договора определена, например, в размере 118 000,00 руб. (в том числе НДС 18%), то все-таки целесообразно уточнить:

Следует обратить внимание, что в этом Письме налоговый орган ничего не говорит о возможности доплаты суммы НДС в размере 2% (20% – 18%) за счет "собственных средств" продавца. По всей видимости, это связано с тем, что НДС – косвенный налог, обязывающий продавца предъявлять начисленную сумму НДС к уплате покупателю (п. 1 ст. 168 НК РФ).

Пункт 1.1 Письма содержит методические рекомендации по применению НДС для случаев, когда с 01.01.2019 отгружаются товары (работы, услуги), имущественные права в счет предварительной оплаты, полученной до 01.01.2019.

Так, если предоплата получена до 01.01.2019, то продавец с полученной суммы предоплаты исчисляет НДС по ставке 18/118. После отгрузки соответствующих товаров с 01.01.2019 продавец начисляет НДС по ставке 20% и заявляет налоговый вычет суммы НДС, ранее исчисленной с суммы предоплаты по налоговой ставке 18/118.

Зеркальные действия производит и покупатель. С перечисленной до 01.01.2019 суммы предоплаты он может предъявить к вычету сумму НДС, исчисленную продавцом по ставке 18/118. После приобретения товаров покупатель вправе заявить к вычету предъявленную продавцом сумму НДС, начисленную по ставке 20%, с одновременным восстановлением ранее заявленной к вычету с предоплаты суммы НДС, исчисленной по ставке 18/118.

Пример 1.

В декабре 2018 г. продавец получил сумму предоплаты в размере 118 000,00 руб. и исчислил с нее НДС по ставке 18/118 в размере 18 000,00 руб. (118 000,00 руб. х 18/118).

В январе 2019 г. продавец отгрузил товары на сумму 100 000,00 руб., начислил НДС по ставке 20% в размере 20 000,00 руб. (100 000,00 руб. х 20%) и произвел налоговый вычет суммы НДС, исчисленной с предоплаты, в размере 18 000,00 руб.

Покупатель, перечисливший в декабре 2018 года сумму предоплаты, заявил налоговый вычет на сумму 18 000,00 руб. После приобретения товаров в январе 2019 года предъявил к вычету 20 000,00 руб. с одновременным восстановлением 18 000,00 руб. по предоплате.

Очевидно, что произведенная после отгрузки товаров доплата в размере 2% на применение НДС никак не повлияет.

Сложнее ситуация, когда такая доплата в размере 2% производится покупателем до момента отгрузки товаров.

Если покупатель производит доплату в 2019 году, но до отгрузки товаров, то ФНС России предлагает рассматривать эту сумму не как дополнительную оплату стоимости с исчислением НДС по расчетной ставке 20/120, а как доплату именно суммы НДС в размере 2% (20% – 18%). Из этого следует, что всю полученную доплату налога продавец должен перечислить в бюджет.

Для отражения в налоговых отчетах поступившей суммы доплаты налога в размере 2% налоговый орган рекомендует использовать специальный счет-фактуру – корректировочный счет-фактуру на сумму доплаты НДС, который составляется к счету-фактуре, выставленному на сумму предварительной оплаты, полученную в 2018 году.

Однако напомним, что согласно п. 3 ст. 168 НК РФ корректировочный счет-фактура (форма и порядок заполнения которого приведены в приложении № 2 к постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137, далее – Постановление № 1137) выставляется при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав в случае изменения их цены (тарифа) или уточнения количества (объема). Теперь этот вид счета-фактуры приобретает новые функции, не установленные законодательством. Именно в отсутствии нормативного регулирования ФНС России в приложении к Письму (пример 1) привела вариант заполнения такого корректировочного счета-фактуры на сумму доплаты НДС.

Таким образом, для отражения доплаты НДС в размере 2% продавец будет регистрировать корректировочный счет-фактуру на доплату в книге продаж. Разница между суммами налога, указанная в таком корректировочном счете-фактуре, будет отражена по строке 070 в графе 5 налоговой декларации по НДС и учтена при расчете общей суммы налога за налоговый период. При этом по строке 070 в графе 3 налоговой декларации по НДС будет указываться цифра "0" (ноль).

После отгрузки соответствующих товаров с применением ставки 20% для заявления налогового вычета продавец будет регистрировать в книге покупок и авансовый счет-фактуру, выставленный на сумму предоплаты, полученную в 2018 году, с которой исчисление НДС производилось по ставке 18/118, и корректировочный счет-фактуру на доплату налога, выставленный в 2019 году.

Если такую доплату производят лица, которым в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ счета-фактуры не выставлялись (неплательщики НДС и (или) налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей, связанных с исчислением и уплатой НДС), то отражение суммы доплаты налога в книге продаж осуществляется на основании отдельного корректировочного документа. Этот документ содержит суммарные (сводные) данные обо всех случаях доплат налога, полученных продавцом в течение календарного месяца (квартала), вне зависимости от показаний контрольно-кассовой техники.

Наверное, такой порядок понятен и применим, если в платежном поручении при перечислении доплаты налога покупатель в назначении платежа сделает соответствующую отметку о том, что он перечисляет именно "доплату НДС в размере 2%".

Однако крайне сложно представить порядок действий продавца, если он получит в 2019 году некий платеж от покупателя, включающий (возможно) как сумму доплаты НДС, так и сумму предоплаты по договору.

Пример 2.

В 2018 году продавец и покупатель заключили договор поставки товаров в 2019 году на сумму 472 000,00 руб. (в том числе НДС 18%) на условиях 100% предоплаты.

В декабре 2018 г. продавец получил сумму частичной предоплаты в размере 118 000,00 руб. и исчислил с этой суммы НДС по ставке 18/118 в размере 18 000,00 руб. (118 000,00 руб. х 18/118).

По взаимному согласию сторон сделки в связи с увеличением в 2019 году ставки НДС цена договора была увеличена до 480 000,00 руб. (в том числе НДС 20%).

В январе 2019 г. продавец получил еще одну часть предварительной оплаты по договору в размере 240 000,00 руб.

Как, руководствуясь разъяснениями ФНС России, следует рассматривать полученную сумму:

А) как предварительную оплату с исчислением НДС по ставке 20/120 в размере 40 000,00 руб. (240 000,00 руб. х 20/120);

Б) как сумму, включающую и доплату НДС к предварительной оплате 2018 года, и следующую часть предварительной оплаты. При таком подходе продавцу необходимо:

Согласитесь, вариант "Б" порождает множество проблем – арифметических и нормативных.

Поэтому, на наш взгляд, использование корректировочного счета-фактуры на сумму доплаты может быть оправданно, если производится очевидная доплата 2% суммы НДС на основании отдельного платежного поручения, содержащего соответствующую отметку в назначении платежа.

Далее ФНС России рассматривает ситуацию, когда покупатель доплачивает продавцу 2% НДС в счет отгрузок 2019 года, но еще до 01.01.2019.

Совершенно справедливо в этом случае ФНС России называет эту сумму именно суммой дополнительной оплаты стоимости и предлагает исчислять с нее налог с применением ставки 18/118.

Пример 3.

В 2018 году продавец и покупатель заключили договор поставки товаров в 2019 году на сумму 118 000,00 руб. (в том числе НДС 18%).

В ноябре 2018 г. продавец получил сумму предоплаты в размере 118 000,00 руб. и исчислил НДС по ставке 18/118 в размере 18 000,00 руб. (118 000,00 х 18/118).

В декабре 2018 г. по взаимному согласию сторон сделки в связи с увеличением ставки НДС цена договора была увеличена до 120 000,00 руб. (в том числе НДС 20%).

В декабре 2018 г. продавец получил доплату по договору в размере 2 000,00 руб. (120 000,00 руб. – 118 000,00 руб.) и исчислил с полученной суммы НДС в размере 305,09 руб. с применением расчетной ставки 18/118 (2 000,00 руб. х 18/118).

В январе продавец отгрузил товары на 100 000,00 руб., начислил НДС в размере 20 000,00 руб. (100 000,00 руб. х 20%) и произвел вычет НДС, исчисленного с полученных сумм предоплаты, в размере 18 305,09 руб. (18 000,00 руб. + 305,09 руб.).

Такой подход полностью соответствует налоговому законодательству, но предлагаемый ФНС России способ отражения начисления НДС в налоговых отчетах кажется несколько странным. Вместо стандартного механизма выставления "авансового" счета-фактуры на полученную сумму доплаты по договору и в этой ситуации налоговый орган предлагает использовать также корректировочный счет-фактуру, который составляется к счету-фактуре, ранее выставленному на сумму предоплаты. Порядок заполнения такого неординарного корректировочного счета-фактуры приведен в приложении к Письму (пример 2).

Применение корректировочного счета-фактуры кажется еще менее логичным на фоне дальнейших разъяснений ФНС России. Так, если покупатель в 2018 году под отгрузку 2019 года сразу перечисляет предоплату с учетом повышенной ставки НДС, то в отношении такой предоплаты налоговый орган рекомендует общий порядок исчисления НДС с применением ставки в размере 18/118 на основании обычного "авансового" счета-фактуры (т.е. без применения корректировочного счета-фактуры).

Пример 4.

В 2018 году продавец и покупатель заключили договор поставки товаров в 2019 году на сумму 120 000,00 руб. (в том числе НДС 20%) на условиях 100% предоплаты.

В декабре 2018 г. продавец получил сумму предоплаты в размере 120 000,00 руб. и исчислил с этой суммы НДС по ставке 18/118 в размере 18 305,08 руб. (120 000,00 руб. х 18/118).

В январе 2019 г. продавец отгрузил товары на сумму 100 000,00 руб., начислил НДС по ставке 20% в размере 20 000,00 руб. (100 000,00 руб. х 20%) и произвел налоговый вычет суммы НДС, исчисленной с предоплаты, в размере 18 305,08 руб.

Пункты 1.2 и 1.3 Письма содержат разъяснения по применению ставки НДС при выставлении в 2019 году корректировочных и исправленных счетов-фактур к счетам-фактурам, выставленным при отгрузке товаров (работ, услуг), имущественных прав в 2018 году.

Как совершенно справедливо указано в этих пунктах Письма, в корректировочных и исправленных счетах-фактурах должна указываться та ставка НДС, которая применялась в счетах-фактурах, выставленных при отгрузке этих товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Значит, если при отгрузке товаров до 01.01.2019 указывалась ставка НДС в размере 18% (18/118), то исправленный или корректировочный СФ, составленный после 01.01.2019, также будет содержать ставку НДС в размере 18% (18/118).

К сожалению, это утверждение не стыкуется с порядком заполнения корректировочного счета-фактуры на сумму доплаты налога по п. 1.1 Письма, поскольку в приложении № 1 к Письму предлагается указывать в графе 7 "Ставка налога" в строке "А (до изменения)" ставку 18/118, а в строке "Б (после изменения)" – ставку 20/120.

Пункт 1.4 Письма меняет порядок применения НДС при возврате товаров.

Сейчас порядок применения НДС зависит от нескольких факторов: является или нет покупатель плательщиком НДС; были ли возвращаемые товары приняты к учету; возвращается часть товаров или вся партия.

Согласно рекомендациям ФНС России, с 01.01.2019 во всех случаях возврата товара будет применяться единый механизм, при котором продавец, выставивший покупателю счет-фактуру при отгрузке, всегда будет выставлять корректировочный счет-фактуру. Этот корректировочный счет-фактура будет служить основанием для заявления налогового вычета продавцом (п. 13 ст. 171, п. 10 ст. 172 НК РФ) и восстановления НДС покупателем, если покупатель принял к вычету НДС по товарам, принятым на учет (пп. 4 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Причем предлагаемый порядок будет применяться вне зависимости от того, когда были отгружены возвращаемые товары – до 01.01.2019 или после.

Напомним, сейчас аналогичный порядок применяется только в случаях, когда:

Если же покупатель является плательщиком НДС и возвращает товар, принятый к учету (часть или всю партию), то сам покупатель оформляет счет-фактуру на возвращаемые товары, как при их реализации.

А если возвращается вся партия товара неплательщиком НДС либо плательщиком НДС, но до принятия к учету, то продавец заявляет вычет на основании собственного счета-фактуры, выставленного при отгрузке.

Единообразие в применении НДС при возврате товара – безусловно, прогрессивный шаг, только пока такой шаг не согласуется с действующими положениями Постановления № 1137.

Кроме того, придется привыкнуть к корректировочным счетам-фактурам, в которых в строке "Б (после изменения)" будет проставляться цифра "0" (ноль).

Следует также учесть, что с 01.01.2019 при возврате товаров лицами, которым согласно пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ счета-фактуры не выставлялись (неплательщики НДС и (или) налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей, связанных с исчислением и уплатой НДС), в книге покупок продавец будет регистрировать корректировочный документ, содержащий суммарные (сводные) данные по операциям возврата, совершенным в течение календарного месяца (квартала), независимо от показаний контрольно-кассовой техники.

В пункте 2 Письма ФНС России разъяснила порядок применения НДС отдельными категориями налогоплательщиков.

Так, пункт 2.1 Письма посвящен налоговым агентам, поименованным в ст. 161 НК РФ.

Если обязанность налогового агента возникает у покупателя в связи с приобретением товаров (работ, услуг), местом реализации которых признается территория РФ, у иностранного лица, не состоящего на учете в налоговых органах РФ (п. 1, п. 2 ст. 161 НК РФ), или в связи с арендой федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества (п. 3 ст. 161 НК РФ), то в "переходный период" (согласно рекомендациям ФНС России) порядок действий налогового агента должен быть следующим:

При этом налоговые агенты, указанные в пунктах 4, 5, 5.1 и 8 ст. 161 НК РФ, исчисление НДС производят в порядке, предусмотренном в пунктах 1, 1.1 - 1.4 Письма.

Пункт 2.2 Письма посвящен изменениям налогового законодательства в части оказания иностранными организациями услуг в электронной форме.

До 01.01.2019 в случае оказания иностранными организациями российским организациям или ИП услуг в электронной форме, указанных в п. 1 ст. 174.2 НК РФ, такие организации (ИП) признаются налоговыми агентами.

С 01.01.2019 обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет возлагается на иностранную организацию, причем независимо от того, кто является покупателем этих услуг – физическое или юридическое лицо.

Кроме того, с 01.01.2019 в п. 5 ст. 174.2 НК РФ расчетная ставка 15.25% меняется на 16.67%.

Учитывая изменение норм законодательства, ФНС России рекомендует следующий порядок применения НДС.

Если при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме оплата (частичная оплата) за эти услуги поступила после 01.01.2019, то налогообложение таких услуг иностранная организация производит с учетом следующих особенностей:

Если оплата (частичная оплата) получена иностранной организацией до 01.01.2019 в счет оказания услуг в электронной форме после 01.01.2019, исчисление НДС иностранные организации не производят. В этом случае обязанности по исчислению и уплате в бюджет НДС возлагаются на покупателя – организацию (ИП), являющуюся налоговым агентом (п. 9 ст. 174.2 НК РФ).