Разъяснения государственных органов

Должен ли исполнитель создавать обособленное подразделение по месту нахождения заказчика?

Документ

Письмо Минфина России от 14.06.2016 № 03-02-07/1/36019

Комментарий

Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ организация должна встать на налоговый учет по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений.

Обособленным считается любое подразделение, территориально отделенное от организации, по месту которого организованы стационарные рабочие места. При этом стационарным считается рабочее место, созданное на срок более одного месяца (п. 2 ст. 11 НК РФ).

В письме от 14.06.2016 № 03-02-07/1/36019 Минфин России рассмотрел вопрос, должна ли организация регистрировать обособленное подразделение, если его работники направляются для работы к заказчику работ (услуг).

Финансовое ведомство напомнило, что рабочим считается место, где работник должен находиться или куда ему следует прибыть для выполнения своих трудовых обязанностей. Рабочее место, как правило, находится прямо или косвенно под контролем работодателя (ст. 209 ТК РФ).

Таким образом, понятие "оборудованное рабочее место", по мнению Минфина России, включает в себя не только его фактическое создание, но и выполнение работником трудовых обязанностей.

Следовательно, для регистрации обособленного подразделения не имеет значения, в какой форме (вахта или командировка) организована работа сотрудника на стационарном рабочем месте, а также срок, на который сотрудник направлен. Таким образом, работодатель обязан зарегистрировать обособленное подразделение.

Данный вывод финансовое ведомство обосновало ссылкой на постановления ФАС Московского округа от 30.07.2004 № КА-А41/6389-04, ФАС Северо-Кавказского округа от 21.09.2006 № Ф08-4234/2006-1814А, от 29.11.2006 № Ф08-6161/2006-2552А.

Заметим, Минфин России не в первый раз дает такие разъяснения. Ранее аналогичную позицию он выразил в письмах от 13.11.2015 № 03-02-07/1/65879, от 12.10.2012 № 03-02-07/1-250, от 19.07.2012 № 03-02-07/1-181.

Однако данная точка зрения не является единственной. Так, в арбитражной практике существует и противоположная позиция. Суды, как правило, ссылались на п. 2 ст. 747 ГК РФ, согласно которому именно заказчик должен передать подрядчику для выполнения работ здание, обеспечить доставку грузов и т.п.

Соответственно, рабочие места, которые организовывались для работников подрядчика, находились под контролем исполнителя. Следовательно, оснований для постановки на учет обособленного подразделения в данном случае не возникало (см. постановления АС Уральского округа от 27.05.2015 № Ф09-3308/15, от 20.05.2015 № Ф09-2896/15, ФАС Центрального округа от 11.06.2014 № А64-5181/2013, от 03.06.2014 № А64-5102/2013).

Рекомендации

Если организация не хочет спорить с налоговыми органами, безопаснее встать на учет по месту производства работ (оказания услуг) длительностью более одного месяца. Дело в том, что налоговики считают созданием обособленного подразделения любые случаи, когда работнику приходится выполнять свои обязанности вне места нахождения работодателя более месяца. При этом не имеет значения, кем создано рабочее место – самим работодателем или его контрагентом по договору.

Однако организация может избежать штрафа, если докажет в суде, что рабочие места для командированных работников она не контролировала. Например, если работники выполняли строительные работы, а спецодежду и инструмент предоставлял заказчик. Или, например, контрагент пропускал работников на свою территорию только в определенные часы и по пропускам.

В этом случае у организации есть шанс отстоять свою позицию в суде.