Разъяснения государственных органов

Минфин России подготовил рекомендации по аудиту годовой бухгалтерской отчетности за 2011 год

Документ

Письмо Минфина России от 27.01.2012 № 07-02-18/01

Комментарий

По традиции Минфин России подготовил очередные рекомендации по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности за истекший год. Несмотря на то, что рекомендации предназначены для аудиторов, приведенные в них положения будут интересны и бухгалтерам, составляющим такую отчетность. Ведь, следуя данным рекомендациям, можно избежать лишних претензий со стороны проверяющих.

Приведем основные положения, которые следует учитывать при формировании бухгалтерской отчетности за 2011 год.

 

Соответствие форм бухгалтерской отчетности характеру и условиям деятельности организации

Начиная с бухгалтерской отчетности за 2011 год организации применяют новые формы, утв. приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н. При этом детализацию показателей по статьям организация определяет самостоятельно. В этой связи Минфин России пояснил, что обособленно следует приводить показатели в случае их существенности, а также если без знания о них заинтересованные пользователи не могут оценить финансовое положение организации или финансовые результаты ее деятельности. Общей суммой нужно отразить показатели, если каждый из них в отдельности несущественен для такой оценки.

Такой подход следует учитывать, например, при раскрытии в бухгалтерском балансе данных о незавершенном строительстве, незаконченных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работах, иных вложениях во внеоборотные активы (основные средства, нематериальные активы и пр.).

 

Сопоставимость сравнительных данных

По каждому числовому показателю отчетности, кроме отчета за первый отчетный период, показатели приводятся как минимум за два года - отчетный и предшествующий отчетному (п. 10 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации"). Если показатели 2010 года не сопоставимы с показателями 2011, то данные за 2010 год подлежат корректировке. В результате таких корректировок представленные в отчетности за 2011 год сравнительные показатели 2010 года могут не совпадать с этими же показателями в отчетности за 2010 год.

 

Раскрытие данных о переоценке объектов основных средств

С 1 января 2011 г. действуют новые правила переоценки основных средств. Теперь переоценка осуществляется на конец отчетного года. Ранее переоценка производилась по состоянию на 1 число отчетного года. При этом ее результаты отражались в бухгалтерском учете обособленно, не включались в данные бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного года и принимались при формировании вступительных остатков бухгалтерского баланса на начало отчетного года.

Если организация производила переоценку основных средств по старым правилам (по состоянию на 1 января 2011 г. в бухгалтерском балансе за 2011 г.), переоцененная стоимость основных средств подлежит отражению в соответствующей графе на 31 декабря 2010 г.

 

Раскрытие данных о незавершенных капитальных вложениях

В новой форме Бухгалтерского баланса отсутствует отдельная строка "Незавершенное строительство". Поэтому возможны два варианта отражения данных активов:

Решение о применении того или иного варианта организация должна принять самостоятельно.

Финансовое ведомство напомнило, что при раскрытии в балансе данных о незавершенных капвложениях следует учитывать, что к таковым относятся не оформленные актами приемки-передачи основных средств и иными документами затраты на строительно-монтажные работы, приобретение зданий, оборудования, транспортных средств, инструмента, инвентаря, иных материальных объектов длительного пользования, прочие капитальные работы и затраты (п. 41 Положения, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н).

 

Раскрытие расходов будущих периодов

При раскрытии в бухгалтерском балансе информации о расходах будущих периодов необходимо учитывать разделение активов и обязательств на краткосрочные и долгосрочные в зависимости от срока обращения (погашения). Если период списания расходов свыше 12 месяцев, то в балансе они отражаются в разделе I в составе внеоборотных активов, если менее 12 месяцев – в разделе II, как оборотные.

 

Раскрытие информации в связи с выбытием объектов недвижимости, подлежащих государственной регистрации

Если доходы и расходы от выбытия недвижимости признаются в момент государственной регистрации перехода права собственности, а не в момент списания объекта с бухгалтерского учета, то для отражения выбытия можно использовать отдельный субсчет счета 45 "Товары отгруженные" (до момента признания доходов и расходов от выбытия объекта).

 

Раскрытие информации об уплаченных и полученных авансах (предварительной оплате)

В бухгалтерском балансе данные о дебиторской задолженности за проданные товары, продукцию, выполненные работы и оказанные услуги отражаются в случае их существенности обособленно от сумм авансов, перечисленных поставщикам, а данные о кредиторской задолженности за приобретенные товары (работы, услуги) – обособленно от сумм авансов, полученных от покупателей.

 

Резервирование сомнительных долгов

С 1 января 2011 г. резервы сомнительных долгов создаются не только по расчетам за продукцию, товары, работы и услуги, но и по любой дебиторской задолженности, которую организация считает сомнительной. В бухгалтерском балансе суммы резервов уменьшают показатель строки 1230 "Дебиторская задолженность". Формируя данный показатель, организация должна помнить о том, что резервы образуются только в тех случаях, когда существует вероятность полной или частичной неоплаты сомнительной задолженности. Если же на отчетную дату у организации имеется уверенность в получении оплаты какой-то конкретной просроченной дебиторской задолженности, то резерв по такому долгу не создается. В противном случае создание резерва по данному долгу может рассматриваться как создание скрытых резервов.

 

Представление отдельных статей активов

При определении детализации и наименования показателей бухгалтерского баланса по активам, обобщение информации о которых напрямую законодательством не регулируется (инвестиции в произведения искусства, ювелирные изделия, слитки драгоценных металлов и пр.), организация должна исходить из:

Определение величины оценочного обязательства

Начиная с бухгалтерской отчетности за 2011 год применяется новое ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы", утв. приказом Минфина России от 13.12.2010 № 167н. В этой связи оценочное обязательство в балансе должно быть показано в величине, которая отражает наиболее достоверную денежную оценку расходов, необходимых для расчетов по этому обязательству. В качестве примера чиновники привели оценочное обязательство, связанное с оплатой ежегодных оплачиваемых отпусков работников. При определении величины данного обязательства необходимо учитывать такие обстоятельства, как утвержденный график отпусков, различия в условиях оплаты труда и дней отпуска отдельных категорий работников, необходимость уплаты страховых взносов в связи с предоставлением работникам оплачиваемых отпусков и пр.

 

Отражение оценочных обязательств по заведомо убыточным договорам

В случае исполнения организацией заведомо убыточных договоров в учете должно быть признано оценочное обязательство, величина которого определяется как наименьшая из двух величин: превышения неизбежных расходов на выполнение такого договора и ожидаемых поступлений по нему или сумма санкций за расторжение договора. Принимая во внимание характер оценочного обязательства в случае исполнения организацией заведомо убыточных договоров, при признании его величина относится, как правило, на расходы по обычным видам деятельности отчетного периода. Признанное оценочное обязательство списывается в счет отражения затрат по исполнению убыточного договора (уменьшения себестоимости продаж) вместе с признанием выручки от его исполнения.

 

Раскрытие информации о суммах объявленных и невостребованных акционерами дивидендов

Минфин России пояснил, что соответствующие суммы отражаются в Отчете об изменениях капитала.

 

Раскрытие информации о НДС в отчете о движении денежных средств

Начиная с бухгалтерской отчетности за 2011 год применяется ПБУ 23/2011 "Отчет о движении денежных средств", утв. приказом Минфина России от 02.02.2011 № 11н. Денежные потоки организации подразделяются на денежные потоки от текущих, инвестиционных и финансовых операций (п. 7 ПБУ 23/2011).

При свернутом отражении поступлений и платежей НДС (поступлений от покупателей и заказчиков, платежей поставщикам и подрядчикам и платежей в бюджетную систему РФ или возмещение из нее) соответствующие данные отражаются, как правило, как денежные потоки от текущих операций. При этом соответствующая сумма отражается по строке "Прочие платежи" или "Прочие поступления", за исключением случаев, когда обособленное раскрытие требуется ввиду ее существенности.

 

Формирование и представление информации по сегментам

Начиная с бухгалтерской отчетности за 2011 год применяется новое ПБУ 12/2010 "Информация по сегментам", утв. приказом Минфина России от 08.11.2010 № 143н, согласно которому при изменении в отчетном периоде структуры отчетных сегментов сравнительная информация за периоды, предшествующие отчетному, должна быть пересчитана в соответствии с новой структурой отчетных сегментов, за исключением случаев, когда такая информация отсутствует и такой пересчет противоречит требованиям рациональности. При этом пересчету подлежит сравнительная информация по каждому показателю отчетного сегмента.

Если сравнительная информация не пересчитана в соответствии с новой структурой отчетных сегментов, информация по сегментам за отчетный период должна быть представлена в разрезе как прежней, так и новой структуры сегментов.

 

Оценка показателей отчетных сегментов

Показатели отчетного сегмента, подлежащие раскрытию в соответствии с п.п. 24 - 27 ПБУ 12/2010, приводятся в оценке, в которой они представляются полномочным лицам организации для принятия решений (по данным управленческого учета). Если такие лица для принятия решений используют несколько показателей финансового результата (прибыли, убытка), активов или обязательств отчетного сегмента, исчисленных по различным правилам, то в составе информации по отчетному сегменту в бухгалтерской отчетности указанные показатели приводятся в той оценке, которая наиболее соответствует правилам оценки аналогичных показателей по организации в целом, представляемых в ее бухгалтерской отчетности.

 

Раскрытие государственными унитарными предприятиями данных об имуществе, полученном в хозяйственное ведение

Для целей отражения в бухгалтерском учете государственного унитарного предприятия сумм бюджетных средств, полученных на финансирование мероприятий по созданию (приобретению) имущества, которое впоследствии будет передано в хозяйственное ведение этому предприятию, правила ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи" (утв. приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н) применяться не могут. Данное ПБУ устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям и признаваемой как увеличение экономической выгоды конкретной организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества). В то время как исходя из ПБУ 9/99 "Доходы организации" увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) от собственника в хозяйственное ведение без увеличения уставного фонда не является доходом государственного унитарного предприятия.

 

Раскрытие информации об экологической деятельности организации

При раскрытии данной информации в отчетности рекомендовано учитывать письмо Минфина России № ПЗ-7/2011 "О бухгалтерском учете, формировании и раскрытии в бухгалтерской отчетности информации об экологической деятельности организаций".