Справочник хозяйственных операций. 1С:Бухгалтерия 8

Расходы на чистящие (моющие) средства для санитарной обработки зала розничного магазина

Магазины, реализующие пищевые продукты, обязаны применять "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. СП 2.3.6.1066-01", утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 06.09.2001 (далее – СП 2.3.6.1066-01). Раздел 10 этих правил предусматривает, что все помещения магазина, оборудование, инвентарь, посуда должны содержаться в чистоте. После работы проводится влажная уборка и мытье с применением моющих средств. Ежемесячно проводится генеральная уборка с последующей дезинфекцией помещений, оборудования, инвентаря, посуды и др. При этом должны применяться моющие и дезинфицирующие средства, имеющие регистрационные свидетельства, выданные Роспотребнадзором в соответствии с приказом Минздрава России от 10.11.2002 № 344. Моющие и дезинфицирующие средства используются в строгом соответствии с прилагаемыми инструкциями и хранятся в специально отведенных местах в таре производителя. Какие-либо нормы расходования моющих и дезинфицирующих средств СП 2.3.6.1066-01 не устанавливают.

Бухгалтерский учет

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н) моющие средства и средства дезинфекции в организациях торговли можно учитывать в зависимости от их использования:

Организации розничной торговли вправе учитывать товары по стоимости их приобретения или по продажным ценам с отдельным учетом наценок (скидок) (абз. 2 п. 13 ПБУ 5/01). В случае учета товаров по продажным ценам при передаче товара покупателю со счета 41 "Товары" списывается учетная (продажная) стоимость этого товара, а со счета 42 "Торговая наценка" – относящаяся к нему сумма торговой наценки (Инструкция по применению Плана счетов).

Пунктом 16 ПБУ 5/01 определено, что при отпуске ТМЦ и ином выбытии их оценка производится одним из следующих способов:

Эти способы следует закрепить в учетной политике организации.

При необходимости (например, для поддержания чистоты помещения) возможен отпуск товаров административно-хозяйственной службе с последующим списанием их стоимости на издержки обращения (Дт10 – Кт 41 и Дт44 – Кт10). Расходы на моющие и дезинфицирующие средства признаются в том отчетном периоде, в котором они производились (независимо от времени фактической выплаты денежных средств, см. п. 18 ПБУ 10/99 "Расходы организации").

Фактические нормы расхода чистящих, моющих средств устанавливаются в зависимости от потребности самой организации и утверждаются внутренними локальными актами. Как правило, списание чистящих средств происходит раз в месяц (по итогам месяца). Оформить такую операцию можно приказом, служебной запиской, другим локальным актом с указанием причины списания.

Налоговый учет

Затраты на приобретение материалов, используемых для производственных и хозяйственных нужд, относятся для целей налогообложения прибыли к материальным расходам (пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ). Именно для таких нужд предприятия торговли приобретают моющие и дезинфицирующие средства. Поскольку НК РФ не устанавливает нормы расходования таких средств, то рассматриваемые расходы учитываются в целях налогообложения прибыли в полном объеме при условии их соответствия критериям п. 1 ст. 252 НК РФ, т.е. являясь обоснованными и документально подтвержденными (см. письмо Минфина России от 11.04.2007 № 03-03-06/1/229).

 

Пошаговая инструкция:

в программе "1С:Бухгалтерия 8" (ред. 3.0)