Справочник хозяйственных операций. 1С:Бухгалтерия 8

Создание НМА (рекламного ролика) сторонними силами

См. также

Расходы на рекламу

Расходы на рекламу в размере фактических затрат

Расходы на рекламу в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации

Видеоролик относится к аудиовизуальным произведениям (п. 1 ст. 1263 ГК РФ). Аудиовизуальные произведения признаются объектами авторских прав (пп. 1 п. 1 ст. 1225, п. 1 ст. 1259 ГК РФ).

В нашем примере цель создания видеоролика – распространение рекламы товаров, продаваемых организацией.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" реклама представляет собой информацию, распространяемую любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Бухгалтерский учет

Приобретенный рекламный ролик отражается в составе НМА, поскольку удовлетворяет критериям п. 3 ПБУ 14/2007.

Затраты на приобретение (создание) НМА отражаются на счете 08.5 "Приобретение нематериальных активов".

На дату принятия НМА выполняется проводка: Дт04 "Нематериальные активы" – Кт08.5. Первоначальной стоимостью НМА – договорная стоимость работ по созданию рекламного ролика (п. 7, абз. 1 п. 9 ПБУ 14/2007). После принятия НМА к учету организация определяет срок его полезного использования (п. п. 25, 26 ПБУ 14/2007).

Стоимость нематериальных активов с определенным сроком полезного использования погашается посредством начисления амортизации в течение срока их полезного использования (п. 23 ПБУ 14/2007).

Начисление амортизации по НМА начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого актива к учету (п. 31 ПБУ 14/2007).

Определение ежемесячной суммы амортизационных отчислений по нематериальному активу производится одним из следующих способов:

Начисление амортизации НМА выполняется проводкой: Дт44 "Расходы на продажу" – Кт05 "Амортизация нематериальных активов" (п. 33 ПБУ 14/2007, п. 5, 7, 8, 16 ПБУ 10/99).

Важно отметить, что срок полезного использования и способ начисления амортизации по объектам НМА являются оценочными значениями, поэтому их необходимо ежегодно проверять и уточнять (п. 27, 30 ПБУ 14/2007, п. 2, 3, 4 ПБУ 21/2008).

В бухгалтерском учете затраты на рекламу (в нашем примере – это амортизационные отчисления) признаются расходами по обычным видам деятельности в полном объеме, т.е. не нормируются (п. 5, 7 ПБУ 10/99).

Налоговый учет

Исключительные права организации на рекламный видеоролик о ее деятельности относятся к амортизируемому имуществу и признаются для целей налогообложения прибыли НМА п. 1 ст. 256 и п. 3 ст. 257 НК РФ.

Налогоплательщик вправе самостоятельно установить срок полезного использования НМА (но не менее двух лет) в отношении исключительного права на аудиовизуальные произведения (пп. 7 абз. 3 п. 3 ст. 257 НК РФ). В нашем примере такой срок – 2.6 года, он не отличается от бухгалтерского, следовательно, разницы не возникают. Кроме того, в нашем примере для целей налогообложения (и бухгалтерского учета тоже) установлен линейный метод расчета сумм ежемесячной амортизации (пп. 1 п. 1 ст. 259 НК РФ).

Сумма амортизации, начисленная по рекламному ролику, относится к рекламным расходам организации (пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ, письмо Минфина России от 26 июля 2013 г. № 03-03-06/1/29764).

Для целей налогообложения прибыли рекламные расходы подразделяются на нормируемые и ненормируемые (п. 4 ст. 264 НК РФ).

Ненормируемые расходы уменьшают налогооблагаемую прибыль в полном объеме. Их закрытый перечень приведен в п. 4 ст. 264 НК РФ. Остальные расходы на рекламу являются нормируемыми. В нашем примере затраты на показ рекламного ролика в торговых центрах, на телевизионных панелях, по технологии IndoorTV относятся к нормируемым затратам, т.к. не перечислены в п. 4 ст. 264 НК РФ. Следовательно, они признаются для целей налогообложения прибыли в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, которая определяется по ст. 249 НК РФ. Поскольку перечень ненормируемых расходов на рекламу является закрытым, налогоплательщику следует внимательно относиться к формулировкам тех затрат, которые в полной мере включаются в состав расходов. Подробнее по нормированию расходов на размещение рекламного ролика в магазине по технологии InDoorTV см. в статье.

В нашем примере сумма ежемесячной амортизации, признаваемой расходом в бухгалтерском учете, превышает сумму, учитываемую в целях налогообложения прибыли. Следовательно, в учете организации ежемесячно в течение срока полезного использования НМА образуются вычитаемая временная разница и отложенный налоговый актив (ОНА) (п. 11, 14 ПБУ 18/02).

Абзацем 3 п. 1 ст. 172 НК РФ установлено, что при приобретении основных средств, оборудования к установке или нематериальных активов вычеты производятся в полном объеме после принятия на учет данных объектов.

По мнению представителей контролирующих органов, право на вычет при приобретении нематериального актива возникает у покупателя только после отражения актива в составе нематериальных активов, то есть на счете 04 (письмо Минфина России от 29 января 2016 г. № 03-07-15/3818).

НДС по рекламным расходам принимается к вычету в общем порядке без нормирования (п. 1, п. 2 ст. 171 НК РФ).

В программе "1С:Бухгалтерия 8" рассчитать суммы нормируемых расходов можно регламентной операцией с видом операции "Нормирование рекламных расходов", а списать часть расходов в налоговом учете регламентной операцией с видом операции "Закрытие счета 44 "Издержки обращения". Поскольку расходы в бухгалтерском и налоговом учете не равны, возникает разница. Она формируется как постоянная в связи с тем, что на момент закрытия месяца неизвестно, получит налогоплательщик еще выручку до конца периода, т.е. сможет ли он учесть еще какие-то суммы в налоговом учете. Создание постоянной разницы позволяет автоматически списать неучтенную сумму рекламных расходов на финансовый результата, если до конца года у налогоплательщика не будет выручки.

 

Пошаговая инструкция:

в программе "1С:Бухгалтерия 8" (ред. 3.0)