Руководство по использованию сервиса "1С-Отчетность"

Дата публикации 11.10.2017

Подготовка заявления на подключение к электронному документообороту

Пользователи программ "1С:Предприятие 8" имеют возможность подключиться к сервису 1С-Отчетность, который используется для электронного документооборота с контролирующими органами (ФНС, ПФР, ФСС, Росстат и др.).

Подготовка и отправка заявления на подключение

Подключение к сервису выполняется с помощью специального помощника "Подключение к 1С-Отчетности". Для его открытия нажмите кнопку "Подключение к 1С-Отчетности" в форме элемента справочника "Организации" (рис. 1).

Рис. 1

В форме помощника (рис. 2) необходимо пройти простые шаги для подключения к сервису.

Рис. 2

Чтобы ознакомиться с тарифами на подключение 1С-Отчетности нажмите ссылку "Информация о тарифах".

Для перехода к подключению сервиса - нажмите кнопку "Далее".

ВАЖНО! Оформлять заявление на подключение рекомендуется с того компьютера, с которого в будущем планируется осуществлять документооборот.

Выбор хранилища для электронной подписи в сервисе "1С:Предприятие 8 через Интернет" (1cfresh.com)

Если работа осуществляется в сервисе "1С:Предприятие 8 через Интернет" (1cfresh.com), то в форме "Подключение к 1С-Отчетности" необходимо выбрать один из предложенных вариантов места, где будет храниться ключ электронной подписи (рис. 3):

ВАЖНО! Рекомендуется выбирать первый вариант, т.к. он является более современным и удобным! Вам не нужно будет заботиться о том, чтобы переносной носитель информации с ключом всегда был под рукой. Также при смене компьютера не понадобится устанавливать программу-криптопровайдера на нем.

Рис. 3

При выборе варианта "в защищенном хранилище на стороне провайдера сервиса (рекомендуется)" - необходимо указать номер мобильного телефона, на который будут приходить SMS с паролем для отправки отчетности, и нажать кнопку "Проверить" (рис. 4).

Рис. 4

При этом на указанный номер телефона будет отправлено SMS с кодом, который необходимо ввести в поле подтверждения.

Далее укажите адрес электронной почты в поле "Электронная почта" и нажмите кнопку "Проверить" (рис. 5). На указанный адрес электронной почты будет отправлено письмо с кодом подтверждения - укажите его в соответствующем поле. На этот адрес будут приходить письма с паролем для отправки отчетности в случае, когда основной способ (в SMS) может быть недоступен. Данное поле является необязательным для заполнения, однако, если вы не укажите электронную почту, то лишите себя возможности получать пароль для отправки отчетности, если указанный номер телефона будет недоступен.

Рис. 5

После подтверждения номера телефона и адреса электронной почты в форме появятся зеленые галочки, означающие, что подтверждение прошло успешно (рис. 6).

Рис. 6

Установка программы-криптопровайдера ViPNet CSP

На следующем шаге может понадобиться установка дополнительной программы для защиты передаваемой информации и обеспечения юридической значимости документооборота (рис. 7). Если такая программа уже установлена, то данный шаг будет пропущен (см. рис. 12). Также установка такой программы не требуется, если на предыдущем шаге была выбрана опция "в защищенном хранилище на стороне провайдера сервиса (рекомендуется)".

Для работы с сервисом "1С-Отчетность" требуется программа для защиты информации - криптопровайдер. Помощник проверяет наличие установленных на компьютере программ-криптопровайдеров. Если не установлен ни один из поддерживаемых криптопровайдеров, то помощник подключения предложит скачать с сайта производителя и установить такую программу. В настоящее время программой поддерживаются криптопровайдеры ViPNet CSP (ОАО "ИнфоТеКС") и CryptoPro CSP (ООО "КРИПТО-ПРО"). С условиями распространения средств криптографической защиты информации можно ознакомиться на сайтах их разработчиков, ссылки на которые приведены в форме.

ПРИМЕЧАНИЕ. Принимая решение, какую из программ выбрать, обратите внимание, что программа ViPNet CSP распространяется бесплатно, CryptoPro CSP - на платной основе.

Нажмите на кнопку "Установить бесплатно программу ViPNet CSP" для установки программы-криптопровайдера (рис. 7).

Если вы хотите установить программу CryptoPro CSP, то нажмите на кнопку "Скачать программу CryptoPro CSP". При этом выполняется переход к сайту компании ООО "КРИПТО-ПРО", где необходимо зарегистрироваться, купить программу и выполнить другие действия.

Рис. 7

Перед установкой ViPNet CSP появится форма "Регистрационная информация" (рис. 8). Введите соответствующие данные и нажмите кнопку "Загрузить".

Рис. 8

Далее будет выполнена загрузка файла дистрибутива программы (рис. 9). Для установки программы нажмите кнопку "Установить".

Рис. 9

Чтобы продолжить установку программы - подтвердите принятие условий лицензионного соглашения, установив соответствующий флажок, и нажмите кнопку "Продолжить" (рис. 10).

Рис. 10

Для установки программы ViPNet CSP - нажмите кнопку "Установить сейчас" (рис. 11).

После завершения установки программы-криптопровайдера компьютер потребуется перезагрузить. Если установить флажок "Автоматически перезагрузить компьютер после завершения", то компьютер будет перезагружен автоматически.

После перезагрузки компьютера и открытия программы "1С:Бухгалтерия 8" подключение к 1С-Отчетности будет продолжено (рис. 12).

Рис. 11

Если установлено два криптопровайдера - ViPNet CSP и CryptoPro CSP, то будет выдано предупреждение о необходимости удалить один из них. Дело в том, что наличие этих двух программ на одном компьютере вызывает их конфликт. Если вы уже используете программу-криптопровайдер, например, для работы с клиент-банком, рекомендуется использовать ее также для работы в сервисе 1С-Отчетность.

В случае, когда программа-криптопровайдер уже установлена - перейдите к следующему шагу, нажав кнопку "Далее" (рис. 12).

Рис. 12

Заполнение заявления на подключение

На следующем шаге необходимо ознакомиться с Соглашением о присоединении к Регламенту Удостоверяющего центра (УЦ). Для продолжения - подтвердите принятие условий соглашения, установив соответствующий флажок, и нажмите кнопку "Далее" (рис. 13).

Рис. 13

На следующем шаге (рис. 14):

Регистрационный номер можно найти: 1) в регистрационной анкете; 2) в договоре ИТС (при наличии); 3) на коробке с программой, обложках книг или дисках, входящих в комплект поставки. Если вы сразу начали работать в сервисе "1С:Предприятие 8 через Интернет" (1cfresh.com), то регистрационный номер - это символы FR и код абонента сервиса (например, FR1015). Код абонента сервиса можно узнать в Личном кабинете сервиса.

Также пользователь имеет возможность бесплатно получать SMS-уведомления о статусе отправки отчетов и входящих сообщениях. Для этого установите флажок "Хочу получать" и укажите номер мобильного телефона. В случае, если номер телефона был указан на шаге, указанном на рис. 6, номер телефона подставляется из указанного шага по умолчанию.

Рис. 14

На следующей странице помощника отображаются данные по подключаемой организации (рис. 15). Убедитесь в корректности заполнения сведений об организации. Основные реквизиты организации можно отредактировать в справочнике, открыв его по ссылке с названием организации.

Контактную информацию можно править непосредственно в форме помощника. Здесь указываются и контактные телефоны, по которым представитель оператора ЭДО свяжется с пользователем для встречи и оформления документов по подключению.

Рис. 15

На следующей странице помощника отображаются данные по сотруднику, на имя которого оформляется сертификат ключа электронной подписи, необходимый для осуществления электронного документооборота (рис. 16). Как правило, в качестве такого сотрудника выступает руководитель организации.

Если сертификат ключа электронной подписи оформляется не на руководителя организации, а на другое должностное лицо, то это лицо будет являться уполномоченным представителем организации.

Уполномоченный представитель налогоплательщика осуществляет свои полномочия на основании доверенности, которая дает ему право подписывать и представлять налоговую отчетность, в т.ч. по телекоммуникационным каналам связи (ТКС). В этом случае, в налоговый орган необходимо представить копию доверенности. Сделать это следует до направления отчетности по ТКС.

Если вы еще не представили доверенность на уполномоченного представителя в налоговый орган (например, в бумажном виде), то можете сделать это по ТКС, после подключения к сервису 1С-Отчетность и до отправки первого отчета или иного документа, в адрес ФНС с подписью уполномоченного представителя.

Копию доверенности в электронной форме по ТКС может отправить как сам налогоплательщик, так и уполномоченный представитель (п. 1 разд. 1 Порядка формирования и ведения информационного ресурса "Доверенность", утв. Приказом ФНС России от 23.04.2010 № ММВ-7-6/200@).

Сертификат для 1С-Отчетности издается сроком на один год. По истечении указанного срока необходимо продлить сертификат. Подробнее об этом см. здесь.

Проверьте сведения о сотруднике и, при необходимости, отредактируйте их.

Рис. 16

На следующем шаге указываются коды контролирующих органов, в которые будет сдаваться отчетность (ФНС, Росстат, ПФР) (рис. 17). Коды подставляются по умолчанию из справочника "Организации", при необходимости их можно изменить (дополнить) в этой форме.

В случае, если организация представляет отчетность не в один налоговый орган, указывается несколько кодов. Для этого используйте кнопку "Добавить" (см. на рис. 17). Аналогично можно добавить органы Росстата.

Рис. 17

В поле "Код Управления ПФР" отображается соответствующий код. При необходимости, его можно изменить (рис. 18).

Для подключения к электронному документообороту с ПФР необходимо представить в Управление ПФР, в котором зарегистрирована организация, следующие документы:

  1. Заявление о подключении к электронному документообороту - 1 экземпляр.
  2. Соглашение об обмене электронными документами - 2 экземпляра.

Утвержденных форм Заявления и Соглашения нет, на главном сайте ПФР размещены только рекомендуемые формы этих документов. Исходя из этого, региональные отделения ПФР могут либо использовать рекомендуемые формы, либо разрабатывать свои бланки указанных документов.

Кроме того, региональные отделения ПФР также вправе устанавливать свой перечень дополнительных документов, необходимых для подключения к электронному документообороту с ПФР.

Рис. 18

Большинство региональных отделений ПФР используют рекомендуемый бланк Заявления о подключении, который можно открыть по гиперссылке "Заявление" (см. на рис. 18). При этом открывается заявление, по умолчанию заполненное реквизитами организации (рис. 19).

Рис. 19

Поскольку Соглашение об обмене электронными документами в каждом регионе, как правило, разрабатывается свое - перейдите по гиперссылке "Соглашение" на страницу своего регионального отделения ПФР и скачайте необходимые бланки (рис. 20).

Если региональное отделение не выложило на своей странице бланки документов, необходимо обратиться за информацией в свое Управление ПФР.

Рис. 20

ВНИМАНИЕ! Заявление и Соглашение в ПФР не прикладываются в электронном виде к заявлению на подключение 1С-Отчетности. Функционал, изложенный выше, используется только для более удобного оформления документов. Заполненные, подписанные бумажные бланки документов на подключение к электронному документообороту с ПФР необходимо представить в свое региональное управление ПФР отдельно.

В помощнике подключения к 1С-Отчетности также существует возможность подключиться к сервису 1С-ЭДО с использованием сертификата, который будет издан для 1С-Отчетности. Сервис 1С-ЭДО используется для обмена документами в электронном виде со своими контрагентами. Такие документы, подписанные ЭП, являются юридически значимыми и не требуют дополнительного оформления на бумажном носителе.

Подключение к сервису 1С-ЭДО

Для подключения к сервису 1С-ЭДО установите флажок "Подключиться к сервису" (рис. 21). По ссылке "Условия подключения" можно узнать дополнительную информацию об условиях подключения к сервису.

В таком случае в сервисе 1С-ЭДО будет использоваться тот же сертификат, который используется в сервисе 1С-Отчетность.

Если сервис 1С-ЭДО уже подключен, то данный шаг будет пропущен.

При работе в сервисе "1С:Предприятие 8 через Интернет" (1cfresh.com) данный шаг также будет пропущен.

Рис. 21

В поле "Оператор ЭДО" указывается оператор связи. При необходимости, можно выбрать одного из операторов: ЗАО "Калуга Астрал", ООО "Тензор", ООО "Аргос", ООО "Линк-сервис". Более подробную информацию об указанных операторах см. здесь.

В поле "Код ФНС" указывается код налогового органа, в котором организация состоит на учете. Поле является обязательным для заполнения.

Создание ключа электронной подписи и отправка заявления

На следующем шаге появится полная информация по подготовленному заявлению на подключение к 1С-Отчетности (рис. 22). Проверьте правильность заполнения сведений и нажмите кнопку "Далее".

Рис. 22

На следующем шаге нажмите кнопку "Создать ключ электронной подписи" (рис. 23) и создайте закрытый ключ абонента.

Ключ электронной подписи генерируется с помощью программы-криптопровайдера. В зависимости от криптопровайдера и Вашего выбора, он может быть размещен на внешнем устройстве или на компьютере пользователя. После выбора размещения электронного ключа будет предложено задать пароль.

В случае выбора опции "в защищенном хранилище на стороне провайдера сервиса (рекомендуется)" (см. рис. 4) участие пользователя в создании ключа электронной подписи не требуется.

При создании ключа для работы генератора случайных чисел потребуется в произвольном порядке нажимать клавиши на клавиатуре или двигать мышью.

Рис. 23

После создания ключа электронной подписи заявление на подключение будет отправлено (рис. 24).

Рис. 24

Что делать дальше:

1) Сообщите об отправке заявления:

2) Заключите договор и подготовьте необходимые документы.

3) Дождитесь, когда обслуживающая организация одобрит ваше заявление.

4) Завершите настройку 1С-Отчетности.

ВНИМАНИЕ! Использовать сервис 1С-Отчетность можно только после одобрения заявления и заключительной настройки программы.