Обмен электронными документами

Представление электронных счетов-фактур в налоговые органы

В ходе камеральной проверки декларации по НДС в соответствии с п. 8 ст. 88 НК РФ и п. 8.1 ст. 88 НК РФ налоговый орган может истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы.

Пунктом 2 ст. 93 НК РФ предусмотрена возможность направления в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи истребуемых документов, составленных в электронной форме по форматам, установленным ФНС России.

Такой возможностью в отношении электронных счетов-фактур плательщики НДС могут воспользоваться, поскольку для счетов-фактур утверждены соответствующие форматы:

С 07.05.2016 по 30.06.2017 налогоплательщики могли создавать электронные счета-фактуры как по форматам, утв. Приказом № 155 и Приказом № 189, так и по форматам, утв. Приказом № 93. При этом налоговые органы обязаны принимать счета-фактуры по старому формату (утв. Приказом № 93) по 31.12.2020, если такие счета-фактуры составлены до 01.07.2017.

С 02.02.2019 вступил в силу новый приказ ФНС России от 19.12.2018 № ММВ-7-15/820@ "Об утверждении формата счета-фактуры, формата представления документа об отгрузке товаров (выполнении работ), передаче имущественных прав (документа об оказании услуг), включающего в себя счет-фактуру, и формата представления документа об отгрузке товаров (выполнении работ), передаче имущественных прав (документа об оказании услуг) в электронной форме" (далее - Приказ № 820).

С 02.02.2019 по 31.12.2019 налогоплательщики могут создавать счета-фактуры, как по формату, утв. Приказом № 155, так и по новому формату, утв. Приказом № 820. При этом налоговые органы обязаны принимать счета-фактуры по формату, утв. Приказом № 155, по 31.12.2022, если такие счета-фактуры составлены до 01.01.2020.

Порядок представления документов в электронном виде, в том числе счетов-фактур, по телекоммуникационным каналам связи по требованию налогового органа утвержден приказом ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@.

Формат электронного сообщения (описи), направляемого в ответ на требование налогового органа о представлении документов в инспекцию, был утвержден приказами ФНС России от 29.06.2012 № ММВ-7-6/465@. Утвержденный порядок предусматривал возможность представления в налоговый орган не только электронных счетов-фактур, но и скан-образов счетов-фактур. Однако скан-образ счета-фактуры передается в том случае, если счет-фактура изначально составлен не в электронном формате, а на бумажном носителе.

С 15.01.2018 начал применяться приказ ФНС России от 27.12.2017 № ММВ-7-6/1096@ "О расширении электронного документооборота между налогоплательщиками и налоговыми органами в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах" (далее - Приказ № 1096), а Приказ № 465 утратил силу.

Также приказом ФНС России от 18.01.2017 № ММВ-7-6/16@ был утвержден формат документа, необходимого для обеспечения электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах (начало действия документа - 15.01.2018).

В программе "1С:Предприятие 8" доступен сервис 1С-Отчетность, позволяющий отправлять документы по требованию ФНС России в соответствии с утвержденным форматом непосредственно из программы.