Обмен электронными документами

Порядок выставления и получения электронных счетов-фактур

 

Со 2 сентября 2010 года налогоплательщики вправе составлять и выставлять счета-фактуры на бумажном носителе и (или) в электронной форме в соответствии с установленными форматами и порядком (абз. 2 п. 1 ст. 169 НК РФ).

Для реализации этой нормы и в соответствии с п. 9 ст. 169 НК РФ приказом ФНС России были утверждены форматы электронных счетов-фактур:

Согласно положениям абз. 1 п. 9 ст. 169 НК РФ обмен электронными счетами-фактурами регулируется:

Согласно п. 1.3 Порядка обмена, утв. Приказом № 50н; п. 1.3 Порядка обмена, утв. Приказом № 174н; п. 3 Порядка обмена, утв. Приказом № 14н, обмен электронными счетами-фактурами возможен только через оператора электронного документооборота (далее - оператора ЭДО). У обменивающихся сторон может быть один и тот же оператор ЭДО, либо операторы ЭДО могут быть разные (оператор ЭДО, заключивший договор с продавцом, и оператор ЭДО, заключивший договор с покупателем).

Обмен электронными счетами-фактурами возможен только по взаимному согласию сторон (абз. 2 п. 1 ст. 169 НК РФ; п. 1.4 Порядка обмена, утв. Приказом № 174н; п. 4 Порядка обмена, утв. Приказом № 14н) за исключением случаев, когда выставление счета-фактуры в электронной форме является обязательным в соответствии с требованиями статьи 169 НК РФ. При этом ни НК РФ, ни Порядок обмена, утв. Приказом № 14н, как и ранее действовавшие Порядок обмена, утв. Приказом № 50н, и Порядок обмена, утв. Приказом № 174н, не содержат требований к форме выражения этого согласия. По мнению Минфина России, такое согласие может быть оформлено с учетом обычаев делового оборота, в том числе путем обмена документами, без составления одного документа, подписанного сторонами, совершением действий, свидетельствующих о согласии на составление счетов-фактур в электронном виде, и т.п. (см. письмо от 01.08.2011 № 03-07-09/26).

Продавец и покупатель должны осуществлять полный документооборот, т.е. обмениваются всеми установленными документами, по каждому в отдельности счету-фактуре, выставленному в электронной форме (п. 1.9 Порядка обмена, утв. Приказом № 50н; п. 1.9 Порядка обмена, утв. Приказом № 174н; п. 6 Порядка обмена, утв. Приказом № 14н).

При обмене счетами-фактурами в электронном форме через оператора ЭДО даты выставления и получения этого документа определяются в особом порядке:

Согласно п. 1.10 и п. 1.11 Порядка обмена, утв. Приказом № 50н, для признания электронного счета-фактуры выставленным продавцом и полученным покупателем требовалось наличие не только подтверждение оператора ЭДО, но и извещения покупателя о получении счета-фактуры, подписанного электронной подписью покупателя и полученного через оператора ЭДО.

С 01.04.2016 извещение о получении счета-фактуры полностью утратило статус обязательного документа и формируется покупателем по взаимному согласию сторон сделки (п. 2.9 Порядка обмена, утв. Приказом № 174н, и п. 19 Порядка обмена, утв. Приказом № 14н).

С 01.07.2021 согласно Порядку обмена, утв. Приказом № 14н:

Форматы документов, используемых при обмене счетами-фактурами в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, утверждены Приказом ФНС России от 30.01.2012 № ММВ-7-6/36@.

Порядком обмена предусмотрена возможность направления покупателем продавцу иных дополнительных сведений по полученному счету-фактуре (п. 2.9 Порядка обмена, утв. Приказом № 174н; п. 19 Порядка обмена, утв. приказом № 14н).

Напомним, что п. 9 Правил заполнения счета-фактуры, утв. Постановлением № 1137, закрепил право налогоплательщиков указывать в дополнительных строках и графах счета-фактуры дополнительную информацию, в том числе реквизиты первичного документа, при условии сохранения формы счета-фактуры, утвержденной постановлением Правительства № 1137. Очевидно, что упоминание первичного документа, по сути, закрепило возможность указания дополнительной информации не только продавцом, выставляющим счет-фактуру, но и покупателем (например, дату приемки товаров или результатов работ, другие сведения получающей стороны). И для того, чтобы урегулировать движение дополнительной информации от покупателя к продавцу, и было внесено соответствующее дополнение.

О том, что нужно сделать, чтобы начать обмен электронными документами см. Как начать обмен электронными документами.