ЕГАИС

Дата публикации 18.02.2016

ЕГАИС при оптовой торговле алкоголем

Схема работы с ЕГАИС при оптовой торговле алкогольной продукцией

Оптовые продавцы алкогольной продукции должны отражать в ЕГАИС факты и объемы закупок алкоголя у производителя или поставщика, а также его дальнейшую реализацию.

Схема работы оптового склада с маркируемым алкоголем упрощенно выглядит так:

  1. производитель (оптовый поставщик, импортер) при отгрузке товара заводит товарно-транспортную накладную (далее - ТТН) в программу "1С", далее ТТН передается в электронном виде в ЕГАИС через Универсальный транспортный модуль (далее - УТМ);
  2. оптовый покупатель (магазин) при поступлении товара получает из ЕГАИС электронную ТТН через УТМ;
  3. оптовый покупатель (магазин) проверяет фактическое наличие поступившего алкоголя с данными в ТТН из ЕГАИС (поштучного либо партионного):
  4. объем товара, подтверждение о приемке которого передано в ЕГАИС, списывается с остатков производителя (оптового поставщика) и зачисляется на баланс покупателя (оптовика или магазина) в личных кабинетах ЕГАИС покупателя и поставщика;
  5. при продаже маркированного алкоголя в розницу марки на бутылках сканируются и данные цифрового идентификатора марки отправляются в ЕГАИС, где сопоставляются и проверяются с данными ЕГАИС (при реализации алкоголя через точки общепита (в том числе в розлив), сканирование и передача данных в ЕГАИС происходят в момент открытия бутылки);
  6. после проверки ЕГАИС присылает ответ о том, что цифровой идентификатор найден, либо отказ в регистрации марки. В случае отказа поставщик должен разобраться с происхождением бутылки, не прошедшей проверку.

Формат ЕГАИС 3.0 для оптовых продавцов алкогольной продукции

С 01.07.2018 все участники алкогольного рынка переходят на формат ЕГАИС 3.0, предполагающий помарочный (побутылочный) учет маркируемой алкогольной продукции. Это означает, что при перемещении алкогольной продукции в систему ЕГАИС передается информация не только о партии перемещаемой продукции, но и о движении каждой включенной в эту партию бутылки. Наклеиваемые на бутылку марки теперь выдаются производителем алкоголя не на партию, а привязываются к каждой конкретной бутылке и позволяют отследить информацию о ее происхождении и перемещении. Это, в свою очередь, позволит избежать попадания в продажу контрафактной продукции.

Помарочный учет каждой бутылки обязателен также при перемещении алкогольной продукции между складами и магазинами. Несмотря на это участникам оптового алкогольного рынка нет необходимости сканировать каждую бутылку при перемещении партии алкоголя между складами или торговыми точками. Для этих целей в ЕГАИС предусмотрена возможность поставки, отгрузки и хранения алкоголя в маркированной групповой таре (например, коробах или паллетах). Вместо сканирования каждой содержащейся в такой таре бутылки, для отражения в ЕГАИС факта принятия товара достаточно отсканировать нанесенный на тару штрихкод. При этом информация о цифровых индикаторах алкогольной продукции, находящейся в этой таре, заполнится в системе автоматически.

Сведения об упаковке, включая нанесенный на нее штрихкод и иерархию вложений, формируются в системе лицом, производящим упаковку (например, производителем) и отражаются во входящей товарно-транспортной накладной.

Подключение к ЕГАИС поставщиков алкогольной продукции

Поставщики алкогольной и спиртосодержащей продукции подключаются к системе ЕГАИС самостоятельно с использованием Универсального транспортного модуля (УТМ).

Для подключения к системе необходимо следующее оборудование (информация представлена на сайте ЕГАИС):

Для взаимодействия с ЕГАИС необходимо стабильное интернет-соединение со скоростью не менее 256 кбит/с. Однако в случае сбоя соединения можно продолжать работу. Универсальный транспортный модуль может работать без подключения к Интернету до трех дней, накапливая информацию о реализованном алкоголе. Когда интернет-соединение будет восстановлено, информация поступит в ЕГАИС.

Чтобы подключиться к ЕГАИС, нужно выполнить следующие действия:

  1. Приобрести защищенный носитель JaCarta PKI\ГОСТ\SE и усиленную квалифицированную электронную подпись (КЭП), которая будет использоваться для входа в личный кабинет на портале ЕГАИС, а также для подписания электронных документов перед их фиксацией в ЕГАИС. О том, как их можно приобрести, читайте подробнее. Для корректной работы с ЕГАИС и УТМ необходимо установить "Единый клиент JaCarta" (см. подробнее).
  2. Получить в личном кабинете на сайте ФС РАР сертификат для установки защищенного соединения с ЕГАИС (RSA-ключ). Он также необходим для идентификации организации в системе. Подробный порядок действий приведен в статьях: Настройка рабочего места для входа в личный кабинет ЕГАИС, Настройка торговых точек в личном кабинете ЕГАИС, Формирование RSA-ключей для каждой торговой точки.
  3. Скачать в личном кабинете на сайте ФС РАР бесплатный Универсальный транспортный модуль (УТМ). Порядок получения дистрибутива УТМ и его установки рассмотрен в статье "Универсальный транспортный модуль".
  4. Настроить учетную программу на взаимодействие с ЕГАИС. О настройке программ 1С и работе с ЕГАИС читайте в рубрике "Организация продаж алкогольной продукции в программах 1С".