Отчетность по налогу ПРИ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Составление Книги учета доходов и расходов

Для составления Книги учета доходов и расходов с целью ее последующего вывода на бумажные носители в "1С:Бухгалтерии 8" предназначен специализированный отчет "Книга учета доходов и расходов по УСН".

Отчет вызывается по команде меню "Отчеты - Книга учета доходов и расходов по УСН".

Для составления Книги учета доходов и расходов в форме отчета необходимо (рис. 1):

Рис. 1

Вывод сформированной Книги учета доходов и расходов на бумажные носители производится по команде меню "Файл - Печать" (отдельно для титульного листа и каждого раздела).

Книга учета доходов и расходов состоит из титульного листа и пяти разделов:

Если налогоплательщик применяет УСН с объектом налогообложения доходы, то в Книге учета доходов и расходов заполняется титульный лист, раздел I,  раздел IV и раздел V (если налогоплательщик уплачивает торговый сбор).

При этом в разделе I заполняются только графы (рис. 2):

Рис. 2

Регистрационные записи в разделе I приводятся в хронологической последовательности совершения операций в течение налогового периода. По каждой операции указываются:

Для всех операций в течение налогового периода применяется сквозная регистрация. При этом каждый квартал завершается записью с итоговой суммой дохода за этот квартал и за отчетный период нарастающим итогом с начала года (рис. 3).

Рис. 3

При формировании отчета раздел I заполняется по данным регистра накопления "Книга учета доходов и расходов (раздел I)". При этом в графе 4 раздела I приводится сумма, указанная в графе 5 регистра (рис. 4).

Рис. 4

В свою очередь, записи в этот регистр вводятся при проведении соответствующих документов конфигурации (автоматически или вручную). Посмотреть записи регистра можно по команде меню "Операции - Регистры накопления  - Книга учета доходов и расходов (раздел I)".

В подразделе "Справка к разделу I" указывается общая сумма полученных доходов, учитываемых при определении налоговой базы (рис. 5).

Рис. 5

В разделе IV приводятся расходы, уменьшающие сумму исчисленного налога (авансовых платежей по налогу), подлежащую уплате в бюджет (рис. 6).

Заполнение производится по данным, указанным в документе "Запись книги учета доходов и расходов (УСН)" на закладке "Расходы, уменьшающие сумму налога" (рис. 7). Список документов открывается по команде меню "Операции - Прочие операции - Записи книги учета доходов и расходов (УСН)".

Рис. 6

Рис. 7

Если налогоплательщик уплачивает торговый сбор, то в разделе V приводятся данные об уплате торгового сбора. Заполнение производится по данным, указанным в документе "Запись книги учета доходов и расходов (УСН)" на закладке "Уплаченный торговый сбор".

Если налогоплательщик применяет УСН с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, то в Книге учета доходов и расходов заполняются титульный лист, раздел I и (в общем случае) разделы II и III.

При этом в разделе I приводятся (рис. 8):

Рис. 8

Регистрационные записи в разделе I приводятся в хронологической последовательности совершения операций в течение налогового периода. Для всех операций учета доходов и расходов в течение налогового периода применяется сквозная регистрация. При этом каждый квартал завершается записью с итоговыми суммами доходов и расходов за этот квартал и за отчетный период нарастающим итогом с начала года (рис. 9).

Рис. 9

Как и в предыдущем случае (для объекта налогообложения "доходы"), раздел I заполняется по данным регистра накопления "Книга учета доходов и расходов". При этом в графе 4 раздела I приводится сумма, указанная в графе 5 регистра, а в графе 5 – сумма, указанная в графе 7 регистра (рис. 10).

Рис. 10

В подразделе "Справка к Разделу I" указывается общая сумма полученных доходов и расходов, учитываемых при определении налоговой базы (рис. 11).

Рис. 11

Автоматическое заполнение значений остальных справочных показателей в текущей версии программы не предусмотрено.

Если в текущем налоговом периоде имело место приобретение, сооружение, изготовление основных средств и/или приобретение, создание самим налогоплательщиком нематериальных активов, то заполняется раздел II (рис. 12).

Рис. 12

Заполнение раздела II производится по данным регистров накопления "Книга учета доходов и расходов (раздел II)" (рис. 13) и "Книга учета доходов и расходов (НМА)".

Рис. 13

Автоматическое заполнение показателей раздела III "Расчет суммы убытка, уменьшающей налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за ___ год" в текущей версии программы не предусмотрено.

Как уже упоминалось, при формировании отчета раздел I заполняется автоматически по данным регистра накопления "Книга учета доходов и расходов (раздел I)", записи в который вводятся при проведении соответствующих документов. В частности, при отражении платежей по одним операциям они вводятся автоматически (рис. 14), а по другим – путем дополнительного заполнения формы "Отражение платежа в книге учета доходов и расходов" (рис. 15).

Рис. 14

Рис. 15

В связи с этим для целей анализа полноты и правильности отражения операций для целей упрощенной системы налогообложения рекомендуется дополнительно сформировать еще одну книгу с включением в нее граф "Доходы – всего" и "Расходы – всего" (рис. 16).

Рис. 16

По сформированному разделу I этой книги следует проверить:

Для получения информации о том, какие расходы и по какой причине на момент составления Книги учета доходов и расходов в нее не включены, необходимо сформировать отчет "Список/кросс-таблица" (меню "Отчеты - Прочие - Список/кросс-таблица") по разделу учета "Расходы по УСН" (рис. 17).

Рис. 17