По какому коду КОСГУ оплатить технологическое присоединение к электросетям для эксплуатации основного средства?
Ответы по учету в учреждениях госсектора

По какому коду КОСГУ оплатить технологическое присоединение к электросетям для эксплуатации основного средства?

Дата публикации 31.08.2020

Смотрите также

Вопрос аудитору

Учреждение заключило контракт по приобретению новой метеостанции. Для функционирования станции необходимо технологическое присоединение к электросетям, включая размещение шкафа распределительного на трубостойке (3 м), расстояние 10 м от границ земельного участка до электроприемника. На какой код КОСГУ оформить этот госконтракт - 226 или 228? Нужно ли включить этот расход в стоимость метеостанции?

В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ (далее - Закон № 35-ФЗ) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электроэнергии носит однократный характер.

Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям утверждены постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила № 861). Процедура технологического присоединения приведена в п. 7 Правил № 861.

Технологическое присоединение выполняется на основании договора между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий для такого присоединения, в т.ч. по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики (п. 1 ст. 26 Закона № 35-ФЗ).

Размер платы за технологическое присоединение и (или) размер стандартизированных тарифных ставок определяются исходя из расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению сетевой организацией в ходе технологического присоединения, включая строительство, реконструкцию объектов электросетевого хозяйства (п. 2 ст. 23.2 Закона № 35-ФЗ). Плата за технологическое присоединение к электрическим сетям определена постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178.

Объекты электросетевого хозяйства являются собственностью сетевой организации, а энергопринимающие устройства - заказчика. Фактически сетевая организация по договору технологического присоединения оказывает только услуги.

Вопрос о том, учесть плату за технологическое присоединение единовременно или включить в первоначальную стоимость основного средства, неоднократно рассматривался для целей исчисления налога на прибыль. После 2009 года Минфин России высказывал мнение, что подобные расходы непосредственно не связаны с приобретением, сооружением, изготовлением, доведением объектов до состояния, в котором они пригодны для использования. Такие расходы могут учитываться для целей налогообложения прибыли на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией. Подобные разъяснения даны в письмах Минфина России от 18.08.2016 № 03-03-05/48450, от 09.02.2015 № 03-03-06/1/5237, от 18.07.2013 № 03-03-06/1/28181, от 08.06.2011 № 03-03-06/1/335, от 08.07.2010 № 03-03-06/1/453, от 25.05.2009 № 03-03-06/1/342, от 12.02.2009 № 03-03-06/1/59.

Однако до 2009 года Минфином России был выпущен ряд разъяснений, что плату за технологическое присоединение энергопринимающих устройств следует рассматривать в качестве расходов по доведению объекта основных средств (энергетической установки) до состояния, в котором он пригоден к использованию. Следовательно, такие расходы должны учитываться через механизм амортизации (письма Минфина России от 12.11.2008 № 03-03-06/1/623, от 17.07.2007 № 03-03-06/1/495, от 10.07.2008 № 03-03-06/1/401).

Судебная практика по этому вопросу также неоднозначна и зависит от конкретной хозяйственной ситуации.

В письме ФНС России от 11.01.2018 № СД-4-3/155@ сделан вывод, что затраты организации по оплате мероприятий по технологическому присоединению, выполненных сетевыми организациями, для целей налогообложения прибыли следует признавать расходами на доведение объектов основных средств до состояния, в котором они пригодны для использования. Однако в письме рассматривается ситуация, когда объекты основных средств были специально построены либо приобретены в целях технологического присоединения.

По нашему мнению, расходы на технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства связаны с приобретением, сооружением, изготовлением, а также доведением объектов до состояния, в котором они пригодны для использования. Например, в рассматриваемой ситуации для функционирования метеостанции необходимо технологическое присоединение к электросетям. Поэтому расходы на такое присоединение можно включить в первоначальную стоимость объекта основных средств при условии, что учреждение не компенсирует сетевой организации строительство объектов электросетевого хозяйства, которые будут являться собственностью этой организации.

В решении Арбитражного суда г. Москвы от 28.09.2012 по делу № А40-70325/12-20-390 суд счел, что расходы на приобретение услуг по технологическому присоединению направлены на компенсацию затрат электросетевой компании по строительству ею собственных объектов для обеспечения электрического снабжения. Такие затраты связаны с созданием основных средств электросетевой компании, которая оказывает услуги по подключению, а не с созданием основных средств приобретателя услуги. Поэтому суд посчитал правильным, что организация в такой ситуации единовременно списала расходы, не включая в первоначальную стоимость объекта.

При определении КОСГУ организации бюджетной сферы руководствуются порядком, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее - Порядок № 209н).

На подстатью 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ относятся расходы на приобретение услуг, работ для целей капитальных вложений в нефинансовые активы (п. 10.2.8 Порядка № 209н). Под расходами для целей капитальных вложений понимаются расходы, предназначенные для формирования или увеличения стоимости объектов основных средств, нематериальных и непроизведенных активов (п. 7 Порядка № 209н). По подстатье 228 КОСГУ отражаются затраты, которые в дальнейшем приведут к формированию вложений на счете 106 01 "Вложения в основные средства" (п. 130 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее - Инструкция № 157н).

В свою очередь, на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ относятся расходы на выполнение работ, оказание услуг, не отнесенных на подстатьи 221 - 225, 227 - 229 КОСГУ (п. 10.2.6 Порядка № 209н).

Как понятно из вопроса, учреждение приобрело новую метеостанцию по одному контракту, а услуги ее присоединения к электросетям оказываются в рамках другого контракта. При этом в учреждении принято решение об учете станции в качестве объекта основных средств и такое присоединение необходимо для ее функционирования.

Первоначальная стоимость объекта основных средств, приобретенного в результате обменных операций, определяется в сумме фактических капитальных вложений, которые включают его приведение в состояние, пригодное для эксплуатации (п. 15 федерального стандарта "Основные средства", утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н, далее - СГС "Основные средства").

Полагаем, что в рассматриваемом случае техническое присоединение целесообразно рассматривать в качестве операции по приведению метеостанции в состояние, пригодное к эксплуатации. Соответственно, расходы на такое присоединение будут формировать капитальные вложения в основные средства на счете 106 01.

Также из вопроса следует, что контракт по техническому присоединению к электросетям включает размещение шкафа распределительного на трубостойке.

Основные критерии отнесения объектов нефинансовых активов к основным средствам перечислены в пп. 38, 39, 45 Инструкции № 157н, в пп. 7, 8 СГС "Основные средства":

Объекты нефинансовых активов не могут быть отнесены к основным средствам, если они должны учитываться в составе материальных запасов в соответствии с п. 99 Инструкции № 157н и положениями федерального стандарта "Запасы", утв. приказом Минфина России от 07.12.2018 № 256н.

Распределительные шкафы представляют собой металлическую конструкцию, сваренную из листовой стали, на монтажных рейках которой, установлены автоматические выключатели или плавкие предохранители. Основными задачами таких устройств являются:

Распределительные шкафы прямо не поименованы в п. 99 Инструкции № 157н, срок их полезного использования, как правило, превышает 12 мес. Однако шкафы не могут функционировать без подключения к сети силовой электропроводки. Соответственно, распределительные шкафы целесообразно рассматривать в качестве оборудования, требующего монтажа и предназначенного для установки. Такое оборудование следует учитывать в качестве материальных запасов (п. 99 Инструкции № 157н).

Окончательное решение о способе учета рассматриваемых объектов принимает комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов (п. 34 Инструкции № 157н).

Из вопроса следует, что распределительный шкаф устанавливается вместе с присоединением метеостанции. В связи с этим полагаем, что этот шкаф также необходим для введения метеостанции в эксплуатацию, соответственно, его стоимость должная формировать капитальные вложения в основные средства.

В то же время из вопроса не ясно, приобретен шкаф ранее или рассматриваемый объект поставляется вместе с выполнением работ по техническому присоединению метеостанции.

Если шкаф приобретен учреждением заранее, также как и сама метеостанция, расходы на его размещение могут быть учтены по подстатье 228 КОСГУ. Следовательно, в этом случае все расходы по контракту в полном объеме отражаются по подстатье 228 КОСГУ.

Если шкаф поставляется контрагентом в рамках контракта по присоединению, возможно два варианта распределения расходов по подстатьям КОСГУ.

Применение различных по экономическому содержанию кодов КОСГУ может иметь место в случаях:

Согласно п. 3 ст. 421 ГК РФ учреждение может заключить смешанный договор, в котором содержатся элементы различных договоров (например, договоров поставки, изготовления, возмездного оказания услуг, подряда и т.д.).

Таким образом, если учреждение заключило контракт, предметом которого является выполнение работ по присоединению с использованием материалов подрядчика, и выполнение работ подтверждается одним первичным документом (например, актом выполненных работ), все расходы по контракту также отражаются по подстатье 228 КОСГУ.

Если учреждение заключило смешанный договор, предусматривающий поставку шкафа, а также работы присоединению, расходы могут быть распределены следующим образом:

Решение об отнесении расходов на соответствующие коды КОСГУ должно основываться на профессиональном суждении конкретных должностных лиц учреждения, которые обладают полной и достоверной информацией.

Смотрите также