Что делать, если не хватает средств по приносящей доход деятельности, чтобы вернуть внутреннее заимствование на КФО 4?
Ответы по учету в учреждениях госсектора

Что делать, если не хватает средств по приносящей доход деятельности, чтобы вернуть внутреннее заимствование на КФО 4?

Дата публикации 28.08.2020

Вопрос аудитору

В начале года бюджетному учреждению было необходимо произвести затраты по КФО 2 как раз в том момент, когда не было средств по этому источнику. Поэтому было оформлено заимствование с КФО 4 на КФО 2 следующими проводками:

Дт 4 304 06 832 Кт 4 201 11 610;

Дт 2 201 11 510 Кт 2 304 06 732.

Потом в связи с коронавирусом поступление средств по КФО 2 сильно сократилось. По предварительным расчетам до конца года не хватит около 400 тыс. руб., чтобы вернуть ранее заимствованные средства с КФО 2 на КФО 4. Что можно сделать в такой ситуации?

Бюджетное учреждение вправе оплачивать кредиторскую задолженность, сформированную в рамках соответствующего вида деятельности, за счет средств иного вида финансового обеспечения в пределах остатка денежных средств на лицевом счете с последующим возмещением привлеченных средств (письмо Минфина России от 04.09.2012 № 02-06-10/3517). Заимствование не должно привести к снижению качественных и количественных показателей утвержденного задания, а сумма субсидии должна быть обязательно восстановлена.

Направление денежных средств на исполнение обязательств, принятых в рамках иного вида деятельности (финансового обеспечения), отражаются в учете бюджетных учреждений с использованием счета 0 304 06 000 "Расчеты с прочими кредиторами" (пп. 72, 73 инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н).

С другой стороны, если рассматривать возможность привлечения свободной части субсидии на выполнение задания (КФО 4), следует иметь в виду, что субсидия имеет целевое назначение - финансовое обеспечение выполнения задания.

Временное изъятие бюджетных средств, выделенных в текущем году на финансовое обеспечение задания, не предусмотренное условиями соглашения о предоставлении субсидии, с большой долей вероятности будет квалифицировано контролирующими органами как нецелевое использование. На это указывается в пп. "б" п. 25 стандарта "Проверка предоставления из федерального бюджета субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям и (или) их использования", утв. приказом Минфина России от 03.10.2018 № 203н. Даже факт, что субсидия в течение финансового года восстанавливается в полном объеме, может быть не принят в качестве оправдания (постановление Первого ААС от 11.06.2019 по делу № А43-38855/2018).

Ситуация, когда у учреждения недостаточно денежных средств для возмещения заимствований, привлеченных из иного источника финансирования, законодательством не урегулирована. Универсального механизма для решения этой проблемы нет.

Прежде всего, учреждению необходимо провести все необходимые мероприятия для взыскания дебиторской задолженности по платным услугам, провести работу по поиску жертвователей.

По общему правилу при достижении показателей задания учреждение может расходовать экономию субсидии в рамках приносящей доход деятельности (раздел 6 рекомендаций Минфина России от 22.10.2013). Следовательно, в качестве нецелевого использования средств не может рассматриваться расходование экономии субсидии, зафиксированной учреждением.

Одним из решений может быть привлечение кредита коммерческого банка. Однако в такой ситуации у учреждения возникнут дополнительные затраты на уплату процентов, а также риски в связи с возвратом заимствованной суммы.

Так или иначе, решение о способе восстановления субсидии учреждению необходимо принять самостоятельно.