По какой подстатье КОСГУ оплачивать бутилированную воду в 2019 г.?
Ответы по учету в учреждениях госсектора

По какой подстатье КОСГУ оплачивать бутилированную воду в 2019 г.?

Дата публикации 02.07.2019

Вопрос аудитору

В учреждении установлена система централизованного питьевого водоснабжения, заключения о том, что вода не соответствует санитарным нормам, нет. По какой подстатье КОСГУ оплачивать бутилированную воду в 2019 г.?

При отражении расходов на приобретение материальных запасов в 2019 г. учреждению необходимо руководствоваться приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее - Порядок № 209н).

Статья 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ детализирована подстатьями 341 - 349. Как следует из п. 11.4.8 Порядка № 209н, если у учреждения отсутствует система централизованного питьевого водоснабжения либо органом санитарно-эпидемиологического надзора или лабораторией организации, эксплуатирующей системы водоснабжения, выдано заключение о том, что вода не соответствует санитарным нормам, бутилированная питьевая вода приобретается по подстатье 349 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения" КОСГУ. В таком случае вода учитывается на счете 105 36 "Прочие материальные запасы".

Если в учреждении установлена система централизованного питьевого водоснабжения и вода соответствует санитарным нормам, выбор кода КОСГУ зависит от того, возложены на учреждение функции по обеспечению питанием или нет:

Такие разъяснения содержатся в методическом материале "Примеры и особенности отнесения отдельных операций на соответствующие статьи (подстатьи) КОСГУ", размещенном 13.05.2019 на сайте Минфина России в рубрике "Бюджет", подрубрике "Бюджетная классификация Российской Федерации". В письме Минфина России от 30.05.2019 № 02-08-10/39551 уточняется, что материальные запасы относятся на соответствующие подстатьи статьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ по целевому (функциональному) назначению материального запаса. В этом письме также делается вывод, что если учреждение не выполняет функцию по обеспечению питанием, то бутилированную воду необходимо приобретать по подстатье 346 КОСГУ.

По нашему мнению, позиция Минфина России по этому вопросу не бесспорна. Статьей 163 ТК РФ предусмотрено, что работодатель обязан обеспечить условия для выполнения работниками норм выработки. К таким условиям относятся условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства. Под условиями труда понимается совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника (ст. 209 ТК РФ). Также работодатель обязан обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей (ст. 22 ТК РФ). Согласно ст. 223 ТК РФ на работодателя возлагается обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников организаций в соответствии с требованиями охраны труда. Пунктом 18 типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 № 181н, установлено, что одним из мероприятий является приобретение и монтаж установок (автоматов) для обеспечения работников питьевой водой. В целях исчисления налога на прибыль затраты на приобретение чистой питьевой воды и оборудования для обеспечения необходимых условий труда работников могут быть включены в состав расходов на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ в качестве прочих расходов, связанных с производством и реализацией (письма Минфина России от 10.08.2012 № 03-03-06/1/401, УФНС России по г. Москве от 31.07.2012 № 16-15/069091@).

По ст. 1 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ бутилированная питьевая вода является пищевым продуктом и во всех перечисленных выше случаях используется именно для этих целей.

Наиболее безопасным вариантом действий в рассматриваемой ситуации представляется отнесение затрат по приобретению бутилированной воды в соответствии с рекомендациями Минфина России по применению КОСГУ. Вместе с тем, опубликованные методические материалы министерства, а также письма Минфина России не являются нормативными актами, носят рекомендательный (разъяснительный) характер и не устанавливают каких-либо прав и (или) обязанностей для объектов контроля и соответственно несоблюдение их положений не может вменяться объекту контроля в нарушение. Информация Минфина России с течением времени может меняться. Например, в письме Минфина России от 17.01.2019 № 02-05-11/2076 разъяснялось, что бутилированная питьевая вода приобретается по подстатье 342 "Увеличение стоимости продуктов питания" КОСГУ, применение кода КОСГУ не ставилось в зависимость от полномочий по обеспечению контингента питанием. На наш взгляд, если обязанность предоставлять работникам чистую питьевую воду предусмотрена трудовыми договорами и действующими в учреждении правилами внутреннего трудового распорядка, есть все основания для применения подстатьи 342 КОСГУ. Однако в такой ситуации нельзя исключить претензии со стороны органов финансового контроля.