Как самостоятельно определить справедливую стоимость права пользования оборудованием?
Ответы по учету в учреждениях госсектора

Как самостоятельно определить справедливую стоимость права пользования оборудованием?

Дата публикации 21.05.2020

Вопрос аудитору

Бюджетное учреждение заключило с ООО договор безвозмездного пользования, согласно которому общество предоставило учреждению оборудование. Справедливая стоимость прав пользования оборудованием в договоре не указана и по требованию не предоставлена. Как определить справедливую стоимость права пользования самостоятельно? Какие проводки сделать?

Отношения по договору безвозмездного пользования регулируются гл. 36 ГК РФ. По такому договору одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное пользование другой стороне (ссудополучателю). Последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в котором она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором (ст. 689 ГК РФ). Право собственности на переданное в безвозмездное пользование имущество сохраняется за прежним собственником.

Согласно п. 2 федерального стандарта "Аренда", утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н (далее - СГС "Аренда"), объекты, полученные в безвозмездное пользование на основании договоров, должны учитываться как объекты учета аренды.

С учетом п. 4 СГС "Аренда" и п. 333 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н), имущество не учитывается как объект аренды, если оно предоставлено учреждению в безвозмездное пользование:

Если ситуация подпадает под перечисленные исключения, то учреждение вправе учитывать имущество, полученное в безвозмездное пользование, на счете 01 (по стоимости, определенной передающей стороной). В ином случае операции отражаются в соответствии с СГС "Аренда".

В целях применения СГС "Аренда" операцию необходимо квалифицировать в качестве операционной либо неоперационной (финансовой) аренды. Если в отношении объекта выполняется хотя бы одно из условий, перечисленных в п. 12 СГС "Аренда", он относится к операционной аренде.

К финансовой аренде, как правило, относятся лизинг и иные сложные случаи аренды. В остальных ситуациях аренда рассматривается как операционная. В связи с этим будем исходить из того, что в рассматриваемом случае имеет место операционная аренда.

Оборудование должно учитываться на счете 111 44 "Права пользования машинами и оборудованием" (п. 151.2 Инструкции № 157н) по справедливой стоимости арендных платежей. Она определяется передающей стороной на дату квалификации объектов учета аренды методом рыночных цен, как если бы право пользования имуществом было предоставлено на коммерческих (рыночных) условиях (п. 26 СГС "Аренда").

Если передающая сторона не относится к бюджетной сфере и не применяет СГС "Аренда", при заключении договора сторонам целесообразно согласовать предоставление необходимых данных. Если контрагент такие сведения не предоставит, учреждению придется определить справедливую стоимость объекта учета аренды самостоятельно на основании текущих рыночных цен или данных о недавних сделках с аналогичными или схожими активами. Это установлено п. 55 федерального стандарта "Концептуальные основы", утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н (далее - СГС "Концептуальные основы").

Информацию о рыночных ценах по аренде аналогичного имущества можно взять из открытых источников (к примеру, прайс-листов, информации в интернете и т.д.). Оценка справедливой стоимости арендных платежей должна быть документально подтверждена (п. 59 СГС "Концептуальные основы").

При анализе рыночных цен необходимо руководствоваться принципом осмотрительности (п. 3 Инструкции № 157н). Учреждение обеспечивает приоритетное признание в бухгалтерском учете расходов и обязательств над признанием возможных доходов и активов, отражая объекты учета по самым консервативным оценкам, не завышая активы и (или) доходы и не занижая обязательства и (или) расходы. Поэтому, чтобы не завысить оценку справедливой стоимости, следует брать не среднюю, а наименьшую стоимость. Решение об определении справедливой стоимости может быть оформлено протоколом.

Если данные о стоимости объекта аренды на дату признания в учете недоступны, такой объект отражается на балансовых счетах в условной оценке, равной одному рублю. Когда данные о стоимости объекта аренды будут доступны, его стоимость должна быть пересмотрена (п. 26 СГС "Аренда").

В соответствии с п. 21 СГС "Аренда" объект учета операционной аренды (право пользования активом) амортизируется в течение срока пользования имуществом, установленного договором. Амортизация права пользования активом (признание текущих расходов в сумме начисленной амортизации) начисляется ежемесячно.

Для учета амортизации прав пользования оборудованием предназначен счет 104 44 (п. 89 Инструкции № 157н). Амортизация начисляется корреспонденциями счетов согласно п. 26 инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее - Инструкция № 174н).

При определении кодов КОСГУ учреждения бюджетной сферы руководствуются порядком, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н. Доходы учреждения от безвозмездного права пользования активом, полученным от ООО, отражаются по подстатье 182 КОСГУ (п. 9.8.2 Порядка № 209н).

Таким образом, в учете бюджетного учреждения оформляются записи:

Дебет КРБ Х 111 44 351 Кредит КДБ Х 401 40 182 - приняты к учету права пользования активом по справедливой стоимости арендных платежей за весь срок пользования имуществом согласно договору (п. 67.3 Инструкции № 174н);

Дебет КДБ Х 401 40 182 Кредит КДБ Х 401 10 182 - зачислены в доход текущего отчетного периода доходы будущих периодов при наступлении периода, к которому эти доходы относятся, например, ежемесячно (п. 158 Инструкции № 174н);

Дебет КРБ Х 401 20 224 Кредит КРБ Х 104 44 451 - начислена амортизация на право пользования, рассчитанная исходя из справедливой стоимости арендных платежей (п. 26 Инструкции № 174н).

В соответствии с п. 14 порядка, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н (далее - Порядок № 85н) безвозмездные поступления нефинансовых активов отражаются в доходах бюджетов по соответствующим статьям и подстатьям доходов кода вида доходов бюджетов 000 2 07 00000 00 0000 000 "Прочие безвозмездные поступления". Из буквального прочтения этого пункта можно сделать вывод, что в разрядах 15 - 17 номеров счетов Х 401 40 182, Х 401 10 182 ставятся нули.

Вместе с тем, в приложении 1 к Порядку № 85н прочие безвозмездные неденежные поступления в бюджеты отражаются по статье 180 "Прочие доходы" аналитической группы подвида доходов бюджетов. Таким образом, в разрядах 15 - 17 номеров счетов Х 401 40 182, Х 401 10 182 можно указать код 180.