Какие виды ремонта отражать в инвентарной карточке учета нефинансовых активов?
Ответы по учету в учреждениях госсектора

Вопрос: Учреждение заключило контракт на техническое обслуживание (ТО) автомобильного парка. Плановое ТО отражается в учете как услуги сторонних организаций и относится на расходы текущего года. Если запчасти заменяются своими силами, они списываются без отражения на забалансовом счете 09. Это закреплено в учетной политике. Проверяющие потребовали отражать любой ремонт или любое обслуживание автотранспорта (даже замену расходных материалов) в разд. 4 инвентарной карточки основного средства. Правомерны ли эти требования? В каком случае необходимо делать записи о ремонте в разд. 4 инвентарной карточки?

Ответ от 20.02.2019

Инвентарная карточка учета нефинансовых активов (ф. 0504031) открывается в порядке, предусмотренном методическими указаниями, утв. приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н (далее - Приказ № 52н).

Пунктом 3 приложения 5 к Приказу № 52н прямо предусмотрено, что сведения о проведении ремонтов (в т.ч. гарантийных) отражаются на оборотной стороне инвентарной карточки (ф. 0504031) в разд. 4. В этом разделе указывают наименование, номер и дату первичного документа, подтверждающего ремонт, а также сумму затрат. Поскольку в правилах заполнения инвентарной карточки (ф. 0504031) не говорится о конкретном виде ремонта, можно сделать вывод, что в форме необходимо показывать все виды ремонтов.

В соответствии с п. 2 приложения 5 к Приказу № 52н для оформления и учета приема-сдачи объектов основных средств (в т.ч. автотранспортных средств) из ремонта (реконструкции, модернизации) применяется акт приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (ф. 0504103). На основании сведений из акта (ф. 0504103) информация о ремонте (реконструкции, модернизации) объекта основных средств вносится в инвентарную карточку (ф. 0504031). При этом в правилах заполнения акта (ф. 0504103) не говорится о конкретном виде ремонта, следовательно, он составляется при проведении любых ремонтных работ.

Таким образом, во избежание претензий со стороны проверяющих необходимо показывать в инвентарной карточке (ф. 0504031) все виды ремонтов.

Техническое обслуживание автомобиля и ремонт не тождественные понятия. Основная задача технического обслуживания автомобиля - это поддержание надлежащего внешнего вида и технически исправного состояния автомобиля. В отличие от ремонта техническое обслуживание является профилактическим мероприятием. Ремонт выполняется при возникновении необходимости, т.е. когда выявилась неисправность или поломка, затрудняющая либо исключающая возможность эксплуатации транспортного средства.

В законодательстве также эти два понятия разведены (см., например, ст. 18 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"). Нормы, правила и процедуры технического обслуживания и ремонта транспортных средств устанавливаются заводами-изготовителями с учетом условий эксплуатации.

Также Минтрансом России утвержден Сборник норм времени на техническое обслуживание и ремонт легковых, грузовых автомобилей и автобусов РД 03112178-1023-99. В нем отдельно определены нормы времени на техническое обслуживание транспортных средств и на ремонт.

В зависимости от периодичности выполнения работ, их количества, сложности и трудоемкости существуют следующие виды технического обслуживания автомобилей:

  • ежедневное (ТО);
  • первое (ТО-1);
  • второе (ТО-2);
  • сезонное (СО).

В приложении 5 к Приказу № 52н говорится только о проведении ремонтов, а не о техническом обслуживании. Если ТО проводится, например, ежедневно, то заносить эту информацию в инвентарную карточку (ф. 0504031) трудозатратно и неэффективно. Кроме того, информация о проведенных ТО заносится в сервисную книжку автомобиля. Поэтому полагаем, что требование проверяющих об отражении информации о ТО в разд. 4 инвентарной карточки (ф. 0504031) законодательно не обосновано.

Как задать вопрос